Знаете такие ларечки в торговых центрах, где продают всякие разные сладости на ненашенский манер? Ну, большие плоские леденцы, психоделически закрученные или с картинкой в центре, жевательные разноцветные палочки-полосочки и жевательный же мармелад в виде жучков-червячков, мишек, бутылочек с колой и много чего еще. Не самые, надо сказать, здоровые лакомства, да и не самые бюджетные. Но многим ох как нравится – чего уж говорить, даже я, практически равнодушная к сладкому, пару раз соблазнялась.
Ну так вот, ходили мы с одной юной леди за покупками, и тут она мне выдает: а давай, дескать, купим мармеладок? Подходим мы к этому самому киосочку, смотрим-глядим-обсуждаем. С высокого стула из-за стойки за нашими душевными метаниями наблюдает неопрятная девица. Мрачная-премрачная. Решаю вывести ее из анабиоза.
– Простите, пожалуйста, а вы не могли бы про мармеладки рассказать?
Возмущенное недоумение.
– Ну, про вкусы… Что из этого кисленькое?
– Весь мармелад сладкий, – недовольно бурчит эта фея сластей.
– Но как же, – торопливо поясняю я, – я точно помню, что как-то покупала кислый-кислый, я просто сладкое не люблю.
– Вкус одинаковый, только форма разная, – припечатывает меня девушка.
Но я еще сопротивляюсь, уже нутром чуя, что ничем хорошим это не кончится.
– Как же – одинаковый? Вот, например, эти бутылочки кока-колы. Точно помню, что они со вкусом колы!
– Девушка! – взрывается моя собеседница. – Что вы несете! А это вот, по-вашему, со вкусом пиццы, да? А это – со вкусом дельфина, да?!
Пальцем, кстати, она тычет в синих акул с белым брюшком. Но мы ее не поправляем.
– Пойдем, – говорю я своей испуганной спутнице. – Мы чужие на этом празднике жизни.
И добавляю, разворачиваясь к продавщице:
– Вы же сладости продаете. К вам же дети приходят…
Та лишь раздраженно поводит плечами и поворачивается к нам спиной.
Я прекрасно понимаю, что работать с людьми очень-очень трудно. Что это постоянное напряжение и постоянная нервотрепка. Что клиенты попадаются часто ну очень проблемные. И просто вредные. И настоящие энергетические вампиры, которые придут, загоняют продавца-консультанта, испортят ему настроение, а потом, довольные, уходят. Естественно, так ничего и не купив.
Я вот даже попробовала взглянуть на себя со стороны: может быть, на этот раз я выступила такой вредной бабищей, которая попросту вывела из себя человека? Поставила себя на место этой девушки. И – нет, мнения своего не изменила. Помню, как в точно таком же ларьке девушка мне и без моих вопросов рассказала: «Вот эти вот палочки – кисло-сладкие, вот эти вот – снаружи клубничные…» Нет, навязчивый сервис, конечно, зло, но я такое не к навязчивому сервису отношу, а к умению людей работать. В жизни бы не догадалась, что вот эти вот кислотного цвета палочки – со вкусом арбуза, который я обожаю. И, следовательно, не купила бы их. И у меня не поднялось бы настроение. А может бы, и испортилось бы, если бы мне попалось нечто приторно-сладкое, со вкусом патоки. Тогда бы я могла и не вернуться к милому консультанту за новой порцией счастья на развес, а так – вернулась. Ей – продажи, мне – настроение.
Кажется, все очень просто? Но почему тогда зачастую, приходя, скажем, в магазин обуви и одежды (в том числе брендовой), чувствуешь себя так, как будто уже успел задолжать продавцу-консультанту минимум тысяч десять-пятнадцать? Они недовольны тем, что у тебя нестандартный размер; тем, что тебе не подошел цвет; тем, что ты не хочешь выкладывать свои кровные за кофточку, которая сидит вроде бы и неплохо, но не выглядит на ту цену, за которую ее продают… Может быть, я очень наивная, но я в упор не понимаю, в чем тут дело. И как с этим бороться в глобальных масштабах – тоже.
Поэтому остается только держать оборону, сохранять самообладание и следить за тем, чтобы никакие дельфины, акулы, грымзы и мегеры не вывели из состояния душевного равновесия ни нас, ни наших близких.
Фото: Фото из личного архива автора