Даже на последнем занятии в школе приемных родителей, которую в Уфе проводит центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья», поток информации остается насыщенным. Как отвечать на сложные вопросы знакомых об усыновлении? Как понимать чувства ребенка и свои собственные? Стоит ли, в конце концов, бояться предстоящего тестирования?
Психологи Наталья Сорока и Айгуль Загретдинова предлагают не теоретизировать, а прорабатывать все на деле. Присутствующие делятся на пары. Каждой достается по несколько распечатанных вопросов и утверждений, с которыми могут столкнуться усыновители. Даже близкие порой заявляют: «У вас есть свои дети. Зачем усыновлять?» или «Дети из детдомов – потребители. Они не могут быть благодарными». Нужно знать, как на такое реагировать. Задающий вопрос на уроке еще и встает на стул, чтоб подчеркнуть уверенность своей позиции. Второму предстоит не только сформулировать достойный и честный ответ, но и морально подняться на его уровень.
Следующее задание еще сложнее. Трое учеников школы изображают усыновленных детей, еще трое – их новых родителей. Последние сталкиваются со странным поведением малышей: один не умеет хлопать в ладоши, другой не хочет учиться считать, третий не завязывает шарф даже в холод... Кто-то из усыновителей находит подход к ребенку, а кто-то нет. Зачастую просто попросить что-то сделать не получается. У этого свои причины. Например, не желающий считать мальчик боится цифры три: родная мама замахивалась и ударяла его, произнося «один, два, три». Без психолога с такой проблемой не разобраться. «Вы же не лечите сами себе зубы, – объясняют преподаватели. – Вот и здесь нужно обращаться к специалистам».
В конце занятия ученики получают примеры тестовых заданий на завтрашний экзамен. Напомним, что у него две части – тест и собеседование. Будущие родители паникуют, активно советуются с преподавателями, обсуждают вопросы с одногруппниками. Выясняется, что и в школе приемных родителей есть отличники и прогульщики.
Уже после занятий о своем опыте усыновления корреспонденту сайта Ufa1.ru рассказала женщина, закончившая школу приемных родителей в 2007 году. «В нашем случае сыграли свою роль СМИ, – говорит она. – Я прочитала интервью директора уфимского детского дома и узнала, что детей можно не только усыновлять, но и брать под патронат. На тот момент нашей семье это больше подходило. Усыновление произошло позже. Многих пугает подготовка всех необходимых документов. У нас же на это ушло около месяца. Вот пройти медкомиссию действительно сложно, да и на школу приемных родителей нужно время. Мы с мужем прошли ее оба, для нас это было важно. Хотя мы работаем на заводе и с пропусками у нас строго, руководство пошло на встречу».
Приемная мама считает посещение школы очень важным. «Ходившая с нами на занятия пожилая женщина говорила, что вот возьмет к себе ребенка, отмоет, прижмет к себе, и он станет ее, – рассказывает она. – На тот момент я была с ней согласна. Сейчас по опыту знаю, что одной любви мало. Усыновленные дети особенные. Наш сын жил в родной семье, у него сохранились негативные эмоции с того времени, и уже потом были жестокие выпады против них, против родившей его мамы. Без социального педагога и психолога мы бы не справились».
Женщина посещает семинары для усыновителей и сейчас. В ее семье уже двое приемных детей.
Фото: Фото с сайта Zerotips.com