Уфимка Елена Елисеева и ее 14-летний сын Богдан в скором времени могут остаться без своего дома. Здание построено на территории, которая до революции принадлежала Покровскому храму. Сейчас, основываясь на законе о реституции, служители церкви требуют вернуть землю себе, а дом – снести. Между тем это единственная недвижимость, которая есть у матери и сына. Точку в этом деле должен поставить суд, слушания по делу длятся уже больше года.
Семейное гнездо
Спорный участок с частным домом находится по адресу: Уфа, улица Мингажева, 2. Елена Елисеева рассказывает, что родственники ее покойного мужа жили здесь без малого шесть десятков лет. Сын Елены – Богдан – уже представитель четвертого поколения семьи. В 2007 году прежний дом сгорел, а вскоре по случайному совпадению, как считает Елена, к ее мужу обратились представители Покровского храма и заявили, что обладают правами на землю. Как заявили религиозные деятели, до революции эта земля относилась к храму, но была отобрана у них после событий 1917 года. Сейчас же, основываясь на законе о реституции, который позволяет Русской православной церкви возвращать реквизированное много лет назад имущество, они решили забрать участок. Елена Елисеева говорит о том, что спорный участок церкви никогда не принадлежал. Женщина показывает справку Государственного исторического архива РБ, где говорится, что участок никогда не относился к территории Покровского храма. Женщина считает, что представители церкви на волне кампании по реституции хотят расширить свой участок. Елена Елисеева говорит, что она и ее муж пытались с помощью переговоров решить это дело, но у них ничего не вышло.
В 2009 году муж скончался и оставил дом в наследство своему сыну. Тогда Богдану было всего 11 лет, сейчас – 14. Елена Елисеева восстановила сгоревший дом, построила его из негорючих материалов, как говорит, «на всякий случай». Но жить в этом доме у нее пока не выходит, потому что к дому не подключены коммуникации и женщина не может приватизировать землю и дом. Управление Росреестра по РБ не может выдать Елене соответствующие документы, пока не закончатся судебные тяжбы. А суд длится уже больше года.
Судебная тяжба
Как рассказывает Елена Елисеева, в суде участвовало сразу несколько сторон. Она как представитель своего сына, юристы правительства РБ и представители церкви. Представители правительства заявили, по словам Елены, что земля эта находится не в муниципальной и республиканской собственности и подлежит реституции. Покровский храм претендовал на участок, который семья хотела оформить в собственность.
В мае 2012 года Кироский районный суд Уфы вынес решение в пользу семьи Елисеевых. Но представители церкви и правительства подали на апелляцию в Верховный суд РБ. И 25 сентября 2012 года Верховный суд Башкирии удовлетворил апелляцию и отменил решение Кировского районного суда. Елена Елисеева подала кассационную жалобу, решение должно быть принято через две недели.
«Если нам будет отказано в кассации, я буду подавать надзорную жалобу в Москву и писать в суд по правам человека, – говорит Елена Елисеева. – Другого выхода у нас просто нет, это единственное имущество, которое есть у меня и моего сына, это единственное, что осталось моему сыну в наследство от отца».
Сейчас Елена вынуждена снимать квартиру.
Интересно, что 14 лет назад Елена именно в Покровском храме крестила Богдана. И ее саму в детстве крестили именно здесь. Елена Елисеева считает себя верующим человеком. «Я верю в бога и не перестану в него верить, – говорит женщина. – Но в церковь я уже не верю, это посредники».
Получить комментарии на эту тему у представителей Покровского храма и Уфимской епархии корреспондентам сайта Ufa1.ru не удалось. В пресс-службе правительства РБ отметили, что не комментируют судебные дела.
Напомним, что башкирская митрополия уже неоднократно заявляла о желании вернуть себе ряд зданий, которые принадлежали церкви до революции.
«Более сложное положение в Уфе. Те здания, которые я просил у мэрии или республики, не передавались нам. Как только я назову здание, его обязательно либо продадут, либо отдадут в аренду, либо перепрофилируют, – говорил митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон. – Например, до революции в здании современного госпиталя ветеранов войн располагалось женское епархиальное училище. На месте Вознесенского храма по улице Зенцова была построена школа №10. Сейчас на месте кладбищенского храма находится спортзал школы».
По словам Никона, церковь не сможет прийти и грубо отобрать у детей и пожилых людей пусть и законные помещения.
Ситуацию комментирует юрист юридической фирмы «Результат» Илья Соколов.
«Судом установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ, утвержденным решением совета ГО г. Уфа РБ от 22.08.2008 г. №7/40, Покровский храм г. Уфы является памятником архитектуры «Покровская церковь с интерьером». В охранную зону указанного памятника архитектуры входят строения и земельные участки под ними, расположенные по адресам: РБ, г. Уфа, ул. Мингажева, 2, 4, 6, – говорит Илья Соколов. – В соответствии с градостроительным заключением от 25.12.2008 г. № ГЗ-5500/10, место, на котором расположен Покровский храм г. Уфы, и прилегающая территория относятся к зоне Р-1 – зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемая в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения (территориальная зона рекреационного назначения)».
«Следовательно, вопрос предоставления права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: РБ, г.Уфа, ул. Мингажева, д.2, может разрешаться правительством РБ. Однако истица до обращения в суд в правительство РБ о возможности передачи земельного участка в собственность ее сыну не обращалась», – делает вывод Илья Соколов.
Сайт Ufa1.ru будет следить за развитием событием.
Фото: Фото и видео Дмитрия ЯНЧЕНКО