Россияне задолжали банкам один триллион рублей. Такова статистика службы судебных приставов только за семь месяцев этого года. При этом нередко банки предпочитают передавать функции по возврату просроченной задолженности коллекторам. Но, как известно, любая область деятельности привлекает как добросовестных игроков, так и не очень. О том, существуют ли методы борьбы c недобросовестными коллекторами и несут ли члены семьи ответственность за просроченные долги, говорит президент ассоциации корпоративного коллекторства, генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.
«Члены семьи несут ответственность по просроченным долгам в двух случаях. Первый – когда они являются наследниками долгов по кредиту, то есть принимают наследство, принимая не только активы, но и долги. Второй вариант – они могут пострадать, если не смогут доказать судебным приставам, что имущество, которое находится по месту жительства должника, принадлежит им.
Что касается рекомендаций гражданам, то тут рекомендации предельно простые – обращайтесь в правоохранительные органы. Но, очень важный момент заключается в следующем: часто и против нас пытаются защищаться, говоря: «Мы напишем в прокуратуру, в суд». В таком случае мы говорим: «Конечно, пишите, но сначала обратитесь к юристам».
Если злоупотребление имеет место, то речь может идти даже не о конкретных компаниях, а об отдельных сотрудниках. В коллекторских агентствах, работающих с долгами граждан, наблюдается большая текучка кадров. К сожалению, методами естественного отбора остаются люди стрессоустойчивые, которым нравится кричать на других. Что делать с такими? Обращаться в коллекторские ассоциации и к финансовому омбудсмену. С точки зрения преподавателя могу сказать, что очень важно возможность этого обращения использовать для взаимодействия с таким сотрудником агентства: ему необходимо продемонстрировать, что вы готовы это сделать. Коллекторские методы годятся и в ответ, но только для того, кто прав».
Фото: Фото автора