Минэкономразвития РБ подвело итоги конкурса бизнес-идей, победителям которого будет оказано содействие в разработке и сопровождении бизнес-планов за счет средств министерства. О том, каковы средние цены на рынке Башкирии при подготовке бизнес-планов для компаний, которые хотят реализовать свою идею, о сроках и самых затратных статьях бизнес-плана корреспонденту 102banka.ru рассказал управляющий партнер консалтинговой компании «Советник» Владимир Барабаш:
«Средних цен как таковых нет. На рынке есть предложения по бизнес-плану за 30–50 тысяч рублей, а есть – за миллион и выше. Вопрос в том, что предлагается за указанные деньги. Некоторые подразумевают под бизнес-планом три страницы презентации, которые описывают идею плюс-минус финансовые показатели, и за это берут деньги. Есть планы, проработанные с учетом изучения рынка, разработки стратегии развития предприятия на 5-7 лет, в них будет разработана финансовая модель и учтены всевозможные нюансы с точки зрения законодательства, возможных рисков, интересов как инвесторов, так и будущих акционеров. Естественно, что такой бизнес план не может стоит 10–20 тысяч, цена вопроса тут – сотни тысяч рублей в зависимости от того, в какой отрасли разрабатывается бизнес-план.
Если говорить о затратных статьях, тут также все зависит от отрасли. В некоторых – самой затратной статьей будет маркетинг, потому что отрасль может быть не проработанная, непонятная. Здесь надо выезжать на место, изучать конкурентов, возможно, заграничный опыт, то есть прочувствовать тему. Полноценное маркетинговое исследование может занять несколько месяцев, и это весьма затратно. Если рыночная ситуация понятна или бизнес не подразумевает завоевание существенных долей рынка, тогда самой затратной частью будет грамотное финансовое планирование.
Хороший бизнес-план по срокам готовится не за один месяц – минимум месяц-два уходят на маркетинговое исследование, месяц-два – на финансовый анализ.
Прежде чем принять решение, браться за разработку бизнес-плана или нет, мы проводим анализ идеи и только на основании положительного резюме рекомендуем клиенту заниматься идеей или нет. Нет смысла, это непрофессионально, заключить договор, взять большие деньги и через несколько месяцев сказать, что ничего не получится или, хуже того, ничего не сказать, подогнав бизнес-план под идею».
Фото: Фото из личного архива Владимира БАРАБАША