Город Здоровье Каникулы: отдых от школы и... родителей

Каникулы: отдых от школы и... родителей

Недавно в маршрутке подслушала разговор двух мам, у которых были дети школьного возраста. «Мой завтра приезжает из языкового лагеря и сразу пойдет в лего-лагерь», – хвасталась одна. «Зачем загружать ребенка еще и на каникулах? – удивлялась вторая. – Пусть у него голова отдохнет». «Если ребенка ничем не занимать, то он подпадет в плохую компанию», – не сдавалась первая.

Так кто же из них прав? Стоит ли детей на каникулах загружать дополнительными занятиями, чтобы они не теряли форму к школе, или все же надо дать им хорошенько отдохнуть и соскучиться по школе?

И скучно, и грустно

«На мой взгляд, каникулы для того и сделали такими длинными, чтобы ребенок как следует отдохнул от учебы, – считает мать троих детей Ольга Гусенкова. – Современная школа дает детям большую нагрузку, плюс еще родители наседают на детей со всевозможными секциями, олимпиадами, кружками». Ребенку даже передохнуть некогда – у многих неврозы, постоянные стрессы, нарушения сна и так далее. «Мои дети летом не ходят ни в какие кружки, не занимаются английским или музыкой – они отдыхают, как и положено, и это благоприятно сказывается на их учебе», – говорит она.

На самом деле в словах Ольги есть большая доля правды. Педиатры уверены, что чрезмерная нагрузка, которую получают дети в школе, нарушает многие параметры развития, в том числе нервной и сердечно-сосудистой систем, костной ткани, ЖКТ. И поэтому детскому организму требуется довольно длительный период, чтобы восстановиться.

Другое родительское опасение, что ребенку станет скучно ничего не делать, тоже не имеет под собой почвы. «Детский мозг находится в постоянном развитии: ему столько хочется познать, увидеть, понять, попробовать, – говорит детский психолог Николай Крепак. – Если ребенок ни к чему не проявляет интереса, если он жалуется, что ему скучно, значит, скорее всего, он болен или чувствует начинающееся недомогание». По его мнению, здоровые дети находятся в постоянном поиске занятия по интересу.

При этом не стоит забывать, что у каждого школьника свой темперамент, свои пристрастия и потребности. Кто-то находит удовольствие с утра до ночи бегать во дворе, играть в подвижные и ролевые игры, а кто-то только и ждет, когда же можно будет открыть любимую книжку.

«Масса свободного времени, которое школьники имеют во время каникул, сама толкнет их на поиск занятия по душе», – уверен педагог дополнительного образования Иван Мостовой. В школьное время они вынуждены заниматься тем, на чем настаивают родители или педагоги, а вот каникулы – время поиска себя, считает он. Именно в длинные летние каникулы многие дети впервые открывают для себя занятия, на которые не хватает время во учебном году – будь то вышивание, футбол или чтение. Здесь родителям очень важно не вклиниваться в процесс поиска со своими предпочтениями, а дать ребенку возможность этот поиск завершить самостоятельно.

«Очень часто нам, взрослым, кажется, что ребенок должен быть чем-то занят, мы боимся, что его жизнь пройдет впустую, но мы ошибаемся, – поясняет Николай Крепак. – Современный ребенок лишен самого главного и самого необходимого для развития любой личности общения – общения с самим собой».

Увеличивая нагрузку вне школы, взрослые не оставляют маленькому человеку времени побыть наедине с собой, прислушаться к себе, к своим желаниям, страхам, мечтам. Они отнимают у него возможность выстроить себя, забирая эту функцию в свои руки. В результате родители рискуют получить начитанного, образованного золотого медалиста, который не знает, чего он хочет от своей жизни, и оттого несчастен.

«Мы приучаем детей подменять ценности личностные и духовные – материальными достижениями: красными дипломами, первыми местами на олимпиадах, – заключает Николай Крепак. – И красные дипломы, и первые места хороши, когда сам ребенок этого хочет, а не когда повинуется нашему «надо» или стремится делать, как все».

Занимать, но не развлекать

Есть большая разница между скукой и ничегонеделаньем. Психологи говорят, что скуку испытывают те дети, которые привыкли к тому, что их развлекают. Школьники же, которых родители занимают каким-то делом, как правило, не знают, что такое скука.

«Развлечения нужны в жизни любого человека, и дети не исключение, – рассказывает учитель начальной школы Наталья Шувалова. – Аттракционы, кино, компьютерные игры, спектакли – это хорошо в меру, как и сладкое». По ее мнению, гораздо полезнее для ребенка, да и для родителей тоже, будет вовлечение его в какое-то занятие. Любой процесс, который вызывает любопытство, интерес, желание поучаствовать, полезен, и именно такие занятия надо незаметно подкидывать ребенку на каникулах. Это не должно выглядеть навязыванием родительской воли, иначе никакого желания у школьника не возникнет.

При этом очень важно ничего не навязывать. Если ребенок хочет просто поваляться или побегать на улице, не надо ломать голову, чем его заинтересовать. Возможно, как раз в таком праздном состоянии и рождается тяга к чему-то своему, особенному, к которому каждый человек приходит, если у него есть время побыть наедине с собой. И три месяца – не такой уж большой срок, чтобы научиться слушать себя.

Фото: Фото с сайта Sallerhof.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем