20idei
СЕЙЧАС -8°С
Все новости
Все новости

В первый класс без стресса

Не за горами первое сентября. Для первоклассников, как и их родителей, этот день станет переломным моментом в жизни. Сейчас в семьях будущих школьников закупаются тетради, портфели, пеналы и дневники. Но подготовка к новому этапу в жизни – это не только приобретение новой формы. Ребенок должен быть готов к школе как физиологически, так и психологически. Как объяснить маленькому человеку, что скоро у него появятся новые обязанности, и теперь каждый день нужно выполнять домашние задания?

«Подарок» для домашней девочки и «мужской разговор»

В каждой семье свои «секретные» методики подготовки ребенка к школе, здесь шаблоны и схемы не работают.

«Мои друзья готовили дочку к учебе заранее, – рассказывает мама двухлетнего малыша Екатерина Кунда. – Они говорили девочке: «Школа – это подарок, в хорошую школу берут не всех. У тебя появится много новых друзей, ты узнаешь много интересного, даже то, что не знают мама и папа, и будешь приходить домой и рассказывать нам о том, что узнала». Процесс покупки школьной формы, ранца, принадлежностей родители превратили в увлекательное приключение: девочка сама выбрала себе портфель, яркие карандаши, тетрадки. К началу учебного года ей приобрели красивые банты и сказали, что именно в них она будет ходить на занятия. Метод показал свою жизнеспособность, и я решила применить его, готовя сынишку в детских сад». Такой способ подходит для «домашнего ребенка».

А вот родители семилетнего Антона Олег и Ольга Курковы решили поговорить с сыном по-взрослому. Отец является для сына непререкаемым авторитетом. Мальчик растет «настоящим мужчиной» и мечтает быть «как папа». «Понимаешь, сын, – начал серьезный разговор Олег, – ты ведь знаешь, что мы с мамой каждый день ходим на работу, и нам это не всегда нравится. Так вот, теперь ты стал взрослым. Скоро у тебя появится своя «работа» – ты будешь ходить в школу. Будет тяжело, но ты у нас умный и сильный. Я очень надеюсь, что ты справишься». Ребенок проникся «важностью миссии» и пока учится хорошо. Мама рассказывает, что сын гордится тем, что он школьник, а не какой-то детсадовец.

По мнению заведующей отделом психологической помощи МУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья» Эльзы Ахметовой, важна как психологическая, так и физиологическая и социальная готовность ребенка к школе.

«Есть специальные упражнение для развития мелкой моторики, – рассказывает Эльза Фиргатовна, – которые ребенок под присмотром взрослых может выполнять с самого раннего детства: это мозаика, перебирание мелких предметов, также хороши пальчиковые упражнения. Не менее важна готовность ребенка к новым формам общения, установление контакта со сверстниками. Школа в корне отличается от детского сада, и очень сложно в этом плане тем детям, которые не посещали детские учреждения и у которых был узкий круг общения с ровесниками».

По мнению психолога, в научной литературе уделено большое внимание психологической готовности ребенка к школе, но не рассматривается такой важный вопрос, как готовность родителей. «Родителям будущих первоклассников необходимо продумать несколько моментов, – считает Эльза Фиргатовна. – Во-первых, кто будет провожать и встречать ребенка из школы. Если ребенок возвращается домой в пустую квартиру, он должен уметь открывать дверь либо родители должны договориться с соседями, чтобы они помогали ребенку попасть в дом. Во-вторых, дома должно иметься горячее питание в течение дня либо родители должны научить ребенка самостоятельно пользоваться микроволновкой».

Еще один важный момент, на котором заостряет внимание специалист: кто будет готовить с ребенком уроки? Хорошо тем родителям, у которых ребенок занимается самостоятельно, но в начальной школе это происходит не всегда. Также ребенка нужно научить ухаживать за формой. Конечно, лучше подобные навыки прививать с раннего возраста, но если вы не приучили малыша это делать изначально, лучше объяснить заранее, для чего это нужно, а потом требовать от первоклашки аккуратности.

Выбираем учителя и класс

Иногда, несмотря на то, что родители готовят ребенка в школу заранее, проблем избежать не удается. Выбор школы, первого учителя и класса – один из наиболее животрепещущих.

«Думала, что проблем со школой у моей дочки не будет, – рассказывает Аниса Закирова. – У нас есть еще сын-подросток, и Алиса с детства знала, что все дети должны ходить в школу и делать уроки. Чтобы подготовить девочку психологически к Первому сентября, мы приводили ее в школу к старшему брату, беседовали с ней. Но проблемы со школой у Алисы начались еще с подготовительных занятий. На мой взгляд, «подготовка» затем и нужна, чтобы ребенок смог заранее привыкнуть к школьному ритму. Учительница нам попалась строгая: требовала безоговорочного подчинения и выполнения всех заданий, ответственности. Однажды мы опоздали на занятия, причина действительно была уважительная, но даже мои оправдания в расчет учительница не приняла. В первом классе конфликт продолжился. Конечно, без требовательности и дисциплины в школе нельзя, но как же без человечности? Нельзя делать из детей роботов! У дочки из-за переживаний начался нервный тик! Я долго наблюдала за ситуацией и решила перевести девочку в другой класс. Постепенно у Алисы выровнялась успеваемость, появились новые друзья».

«Подготовка ребенка к школе начинается с момента его рождения, – уверена мама двоих детей Юлия Берг. – Если вы задумались об этом за год до того, как пришло время отвести ребенка в первый класс, должна вас огорчить – вы опоздали. Все время, пока растет ребенок, нужно наблюдать: какие виды игр его больше интересуют, к чему у него есть склонность. Играет в конструкторы? Отлично! Так он развивает моторику и логическое мышление, значит, ему больше подойдет учебное заведение, где акценты в образовательном процессе делают именно на математические, логические предметы. Если ребенок больше тяготеет к рисованию, лучше пойти в гуманитарный класс. В хороших школах такие разграничения присутствуют. У каждого ребенка свои таланты, и лучше подбирать то учебное заведение, где эти таланты раскроются».

«В нашей системе образование существует такое явление, как «отбор», распределение ребенка по классам, – рассказывает Эльза Ахметова. – Можно по-разному к этому относиться, но такой факт имеет место быть: детей распределяют по уровню развития, хотя все тесты во многом относительны. Кроме того, порой «интеллектуальные лентяи» не хотят особо выдавать информацию. А если ребенок не указал в тесте то, что ему известно, его распределят в «другой» класс, и учиться там будет не интересно. Есть другая крайность: когда родителя очень хотят поместить ребенка в самый сильный класс, «элитный», а ребенок по уровню развития «не тянет» сложную программу. У нас были случаи, когда родители очень просили перевести ребенка из «сильного класса» в обычный или даже класс коррекции».

«За пару лет до поступления в первый класс лучше начать посещать занятия в этой школе. – уверена Юлия Берг. – Так ребенок в игровой форме познакомится с учителями и будущими одноклассниками, даже стены станут ему «родными». Обязательно нужно за 3 года до поступления в школу проконсультироваться с грамотным логопедом. Мы очень узко понимаем компетенцию таких специалистов, а в действительности он не только поможет исправить звуки, но и поставит речь, что позволит избежать проблем с безграмотным письмом в дальнейшем. Также заботливые родители, прежде чем отдавать ребенка «в самую престижную гимназию», посоветуются с невропатологом, который оценит, насколько малыш психологически готов «потянуть» программу того или иного учебного заведения. Согласитесь, толку не будет, если ребенок, учась в гимназии с большим количеством дополнительных предметов, окажется в числе неуспевающих. В таком случае уйти из гимназии придется, но при этом велик риск нанести ребенку психологическую травму и навсегда лишить его тяги к знаниям».

«Нужно понимать, чьи амбиции ты реализуешь, когда устраиваешь ребенка в школу, – считает Эльза Ахметова. – Конечно, я понимаю, что сейчас все рассматривается с точки зрения дальнейших перспектив, карьеры, поступления в вуз, но во главу угла нужно ставить интересы и способности ребенка».

Шестилетний первоклашка: не лишайте ребенка детства

Очень часто родители торопятся отдать ребенка в школу, иногда даже с шести лет. Для них ранние успехи в учебе любимого чада – вопрос престижа. Между тем педагоги советуют не торопиться, прежде чем принять окончательное решение.

Психолог Эльза Ахметова уверена: у ребенка должен быть период детства. С приходом в школу у детей начинается взрослая жизнь: со всеми обязанностями, выполнением домашних заданий, и период беззаботного детства сокращается. С другой стороны, бывает, что ребенок сам рвется в школу, но еще не достиг возраста 7 лет. В этом случае рекомендуется уступить желаниям маленького человека и посмотреть на его физическое состояние: не будет ли нагрузка слишком тяжелой. «Если ребенок очень сильно устает, чувствуется напряженность, нервозность, лучше все-таки отсрочить школу и вернуться в нее через год, – предупреждает психолог. – Это очень важно, потому что сейчас программа сложная, и осваивать ее детям бывает очень трудно».

Конечно, все предусмотреть невозможно. Идеальных рецептов того, как сделать, чтобы адаптация ребенка к учебе прошла успешно, наверно, не существует. Поступление в школу – это стресс для любого первоклашки, и родители должны помочь маленькому ученику разобраться в новых эмоциях. Школьная жизнь еще преподнесет родителям множество сюрпризов. Но если подойти к вопросу подготовки ребенка к учебе со всей ответственностью, многих проблем можно избежать.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость