Контроль за соблюдением законодательства при передаче детей в замещающие семьи, юридическое сопровождение процесса устройства детей, защита интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей – все эти вопросы входят в компетенцию юристов органов опеки и попечительства. На вопросы Ufa1.ru отвечает начальник организационно-правового отдела Управления по опеке и попечительству администрации Уфы Владислав Жирнов.
Сложность работы
– Владислав Николаевич, расскажите, какие вопросы входят в компетенцию вашего отдела.
– Наш отдел осуществляет правовое обеспечение деятельности управления. В полномочия отдела входят в том числе мониторинг законодательства в сфере опеки и попечительства, контроль за соблюдением законов при исполнении полномочий сотрудниками управления, согласование подготавливаемых управлением в процессе деятельности заключений, участие в судах по вопросам, входящим в компетенцию управления, консультирование граждан по правовым вопросам в сфере опеки и попечительства.
Кроме того, управлением в процессе реализации своих полномочий осуществляется подготовка ряда проектов постановлений администрации городского округа город Уфа РБ, все эти проекты согласовываются нашим отделом.
Также отдел осуществляет работу с обращениями граждан, подготовку предложений в вышестоящие органы, в том числе по совершенствованию действующего законодательства.
– Вы сказали, что Управление по опеке и попечительству может выступать с предложениями по совершенствованию законодательства. Какие изменения, на ваш взгляд, необходимы нашему законодательству сегодня?
– Действующее законодательство, регулирующее сферу опеки и попечительства, не является совершенным. Хотелось бы, чтобы в гражданско-процессуальное законодательство были внесены изменения в части рассмотрения дел с участием несовершеннолетних, в первую очередь это дела об усыновлении. Я уже говорил о месячном сроке вступления решения суда об усыновлении в законную силу. Правильней было бы, чтобы решения суда по данным делам во всех случаях обращались к немедленному исполнению. Зачастую складывается ситуация, когда контакт между ребенком и усыновителями установлен, но граждане вынуждены ждать целый месяц, чтобы забрать ребенка домой. А между тем, чем раньше ребенок попадет в семью, тем лучше.
Также существует проблема нехватки сотрудников органов опеки. На федеральном уровне нормативы численности специалистов органов опеки не установлены, а норматив численности специалистов органов опеки и попечительства, установленный на уровне нашего региона, с учетом значительного объема работы по защите прав и законных интересов подопечных, постоянным увеличением полномочий органов опеки и попечительства, а также возрастающих требований к указанной деятельности на современном этапе, на данный момент уже не отражает фактическую потребность в специалистах органов опеки и попечительства. Кроме того у нас в республике определены нормативы численности только в отношении сотрудников, осуществляющих организацию деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами, а в отношении специалистов, которые должны осуществлять организацию деятельности по опеке и попечительству над совершеннолетними недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами, такие нормативы отсутствуют.
Также необходимо принятие на федеральном уровне закона, регламентирующего организацию передачи детей на патронатное воспитание. В настоящее время данная форма устройства детей регламентируется только региональным законодательством, которое не в полном объеме регулирует данные правоотношения. В частности, законом РБ от 11 июля 2006 года №342-з «О патронатном воспитании в РБ» установлено, что патронатные воспитатели являются работниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом в соответствии с федеральным законодательством на них распространяются права и обязанности опекунов (попечителей). В связи с этим возникают вопросы: где должен находиться ребенок в период ежегодного отпуска, временной нетрудоспособности патронатного воспитателя? Должен ли он возвращаться в детский дом? На сегодняшний день эти вопросы региональное законодательство не регулирует.
Вопросы усыновления
– Насколько часто люди обращаются в органы опеки с просьбой об усыновлении?
– В среднем управлением в неделю подготавливается три-четыре заключения о возможности граждан быть усыновителями. «Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации», утвержденными постановлением правительства РФ от 29.03.2000 №275, установлен перечень документов, которые должны быть представлены гражданами для принятия органом опеки и попечительства решения о возможности их быть усыновителями. Наш отдел осуществляет проверку наличия указанных документов и соответствия их требованиям законодательства
– Какие основные трудности обычно возникают в процессе оформления этого пакета документов?
– Как правило, трудностей у граждан не возникает, однако ситуации бывают разные. Например, для ряда документов установлен срок действия в течение года со дня выдачи, а для медицинского заключения о состоянии здоровья граждан – три месяца. Случается, процесс сбора гражданами документов затягивается, и у некоторых документов выходит срок действия, в связи, с чем гражданам приходится обновлять часть документов.
– Получается, процесс усыновления – небыстрая процедура. Ведь как это представляют себе люди: они пришли в детский дом, выбрали ребенка, быстро оформили все документы и все. А оказывается, на это могут уйти годы?
– Нет, это не совсем так. Человек, желающий усыновить ребенка, обращается в органы опеки и попечительства по месту своего жительства по вопросу о выдаче заключения о возможности быть усыновителем и предоставляет предусмотренные законодательством документы. Орган опеки и попечительства в установленные законом сроки рассматривает возможность гражданина быть усыновителем и выдает ему соответствующее заключение. В городе Уфе данные функции исполняются нашим управлением. Гражданин, получивший заключение о возможности быть усыновителем, ставится на учет в качестве кандидата в усыновители, ему предоставляется информация о детях, которые могут быть усыновлены, и выдается направление на посещение конкретного несовершеннолетнего в учреждение, в котором он находится. Как правило, наиболее длительным является именно подбор ребенка, поскольку не всегда в учреждениях находятся дети, которые отвечают пожеланиям кандидатам в усыновители. Но если подбор произведен, то дальнейшая процедура не такая долгая: гражданин подает в суд заявление об усыновлении ребенка, а орган опеки представляет заключение об обоснованности усыновления и о соответствии усыновления интересам ребенка. Как правило, такие дела рассматриваются судами в кратчайшие сроки. Но существует проблема – по действующему законодательству решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, в связи с чем зачастую после вынесения судом решения граждане бывают вынуждены ждать еще месяц, прежде чем смогут забрать ребенка из учреждения, в котором он находится. Конечно, закон предусматривает право суда по просьбе усыновителей обратить решение к немедленному исполнению, однако этот вопрос всегда остается на усмотрение суда, поскольку по данной категории дел обращение решения к немедленному исполнению допускается при наличии исключительных обстоятельств, например, если требуется срочная госпитализация усыновленного для проведения курса лечения.
– Бывают ли случаи отказа в предоставлении заключения о возможности быть усыновителями?
– Бывают, но не часто. Все случаи, когда гражданин не может быть усыновителем, перечислены в Семейном кодексе РФ. Например, если доход гражданина не позволяет обеспечить ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживает усыновитель, если гражданин проживает в жилом помещении, не отвечающем санитарным и техническим правилам и нормам, имеет неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления, и так далее. Хорошее консультирование на первоначальной стадии позволяет гражданам сделать вывод, имеют ли они возможность стать усыновителями.
– Вам приходилось принимать участие в процессах по лишению родительских прав?
– Да. Все основания для лишения родительских прав перечислены в Семейном кодексе РФ. Например, родители могут быть лишены родительских прав в случаях, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность и так далее.
Кроме того, имеют место случаи, когда основания для лишения родительских прав отсутствуют, но, тем не менее, оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка. В этом случае суд может принять решение об ограничении родительских прав, то есть об отобрании ребенка у родителей без лишения их родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.
Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).
Следует отметить, что лишение родительских прав – это наивысшая мера семейно-правовой ответственности родителей, которая применяется исключительно в интересах ребенка. При этом закон предусматривает, что родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен, а восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.
К сожалению, на практике случаи восстановления в родительских правах крайне редки.
Ювенальные технологии
– Как вы считаете, нужен ли закон о ювенальной юстиции в нашей стране?
– Сейчас этот вопрос широко обсуждается. Пока нормативных актов, существенным образом регулирующих данную область правоотношений, в нашей стране нет. Но хочу отметить, что в некоторых судах, например, в Орджоникидзевском районном суде Уфы, выделяются судьи, которые специализируются на рассмотрении дел с участием несовершеннолетних. На мой взгляд, это очень хорошая практика, в данном случае гораздо больше внимания уделяется мнению самого ребенка, более подробно изучается ситуация в семье. Я считаю, если будут развиваться органы, специализирующиеся исключительно на проблемах детей, то это даст положительный эффект.
Фото: Фото предоставлено Управлением по опеке и попечительству администрации Уфы