Дело Николая Воронова, застреленного сотрудником МВД, все еще не дошло до суда. Несколько дней назад прокуратура вновь вернула документы в следственный комитет на дополнительное следствие. Мать убитого Гульнара Воронова уверена, что дело просто не хотят передавать в суд и ждут, когда ей надоест искать справедливости. Через сайт Ufa1.ru Гульнара Воронова обратилась к прокурору РБ Сергею Хуртину с просьбой обратить пристальное внимание на это и помочь довести дело об убийстве ее сына до суда.
Полтора года прошло
Николай Воронов погиб в ночь на 1 октября 2010 года. Его из табельного оружия застрелил милиционер Александр Максимов. По словам родственников, в тот вечер Николай приехал в гости к другу и увидел во дворе дома двух дерущихся мужчин в гражданской одежде. Один из них был сотрудником правоохранительных органов, но это выяснится позднее.
Николай Воронов вмешается в драку, чтобы разнять дерущихся, и получит две пули. По свидетельству очевидцев, после первого выстрела молодой человек поднимет руку и попросит не стрелять. Но выстрел произойдет, и Николай погибнет.
Сначала дело квалифицировалось по статье «Превышение необходимой самообороны», и только спустя несколько месяцев ценой больших усилий со стороны родственников погибшего было выдвинуто другое обвинение. Сейчас действия Максимова квалифицированы следователем по пункту «в» части третьей статьи 286 (превышение должностных полномочий) и части четвертой статьи 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) УК РФ.
Расследованием уголовного дела занималось Следственное управление следственного комитета России по РБ. Осенью 2011 года прокуратура возвратила дело на доследование. Семья Николая Воронова и его друзья даже выходили на пикет перед зданием ведомства.
Дело вернули на доследование
На этот раз Гульнара Воронова надеялась, что дело передадут в суд. Но прокуратура на днях повторно вернула бумаги в следственный комитет. Копия постановления имеется и в редакции сайта Ufa1.ru.
«Изучение материалов уголовного дела показало, что в ходе расследования допущены существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в связи с чем уголовное дело подлежит возвращению для производства дополнительного следствия и устранения выявленных недостатков. В ходе дополнительного расследования не в полной мере выполнены указания прокуратуры республики, изложенные в постановлении от 7 октября 2011 года», – говорится в документе.
По словам Гульнары Вороновой, адвокат обвиняемого Максимова раньше работал в прокуратуре. И женщина предполагает, что возможно он использует свои связи для затягивания дела.
«Я считаю, что следственный комитет сделал свою работу. Дело затягивает прокуратура. Они ждут, когда я успокоюсь, и перестану к ним ходить. У меня уже просто не остается сил, я ужасно вымотана, – со слезами на глазах говорит Гульнара Воронова. – Не понимаю, почему в прокуратуре заявляют, что нет каких-то бумаг, если они в деле есть. Я буду бороться дальше, завтра, 17 мая, мы вновь встречаемся со следователем».
Ситуацию прокомментировала руководитель пресс-службы следственного управления следственного комитета РФ по РБ Светлана Абрамова. По ее словам, претензии прокуратуры сводятся в основном к двум моментам: следователь не дал правовую оценку действий Максимова по статье 108 УК (но он и не должен был этого делать, раз дело было квалифицировано по другой статье); а также к делу не были приобщены результаты по выделенным материалам.
«Ничего не мешало прокуратуре обратить внимание на эти моменты и указать на них еще в первом постановлении. Не говоря уже о том, что они не являются, как мы считаем, стопроцентным основанием для возврата дела на дополнительное расследование. То есть они не являются нарушениями, которые нельзя устранить в ходе рассмотрения дела, и мы в ближайшее время обжалуем это постановление», – сообщила Светлана Абрамова.
Также в постановлении говорится, что СУСК России по РБ не провел следственного эксперимента для определения дистанции и направления выстрелов, не составлена схема расположения стрелявшего и потерпевшего.
«Прокурор вправе указать только на то, что должны быть определены конкретные обстоятельства. Если эти обстоятельства следователь определил другими способами – опроса свидетелей или, скажем, зарисовки схем, осмотра места происшествия. Значит, нет нужды проводить дорогостоящую экспертизу», – отметила Светлана Абрамова.
Прокурор Башкирии обещал разобраться
Через сайт Ufa1.ru Гульнара Воронова обратилась к прокурору РБ Сергею Хуртину. По ее словам, она неоднократно пыталась записаться к нему на прием, но почему-то ей этого не удавалось сделать.
«Сергей Анатольевич! Пользуясь случаем, хочу обратиться к вам за помощью и прошу вас обратить внимание на явное нарушение должностных полномочий сотрудниками милиции. Тут явное убийство, а не превышение правил необходимой самообороны. Я убедительно прошу обратить внимание и помочь довести дело до суда и наказать виновного в гибели моего ребенка», – говорится в обращении Гульнары Вороновой.
Сегодня, 16 мая, после пресс-конференции корреспонденту сайта Ufa1.ru удалось переговорить с Сергеем Хуртиным на эту тему. Прокурор республики сообщил, что не в курсе подробностей дела убийства Николая Воронова, поэтому с ходу затруднился ответить, в чем причины того, что документы вновь вернулись в следственный комитет. Сергей Хуртин взял копию постановления и пообещал, что разберется в этом деле.
Также корреспондент сайта Ufa1.ru сообщил Сергею Хуртину опасения семьи Вороновых о том, что адвокат обвиняемого может использовать свои старые рабочие связи, чтобы затягивать дело.
«Какой бы адвокат не был, он не играет никакой роли в этом процессе и играть не будет. У адвоката есть свои полномочия – защищать своего подзащитного, с которым у него заключено соглашение. А у следствия своя задача – найти неопровержимые доказательства вины того или иного лица», – заявил Сергей Хуртин.
Сайт Ufa1.ru будет следить за развитием событий.
Фото: Видео Рустема ВАЛИДОВА