Город Мы пишем судьбы детей

Мы пишем судьбы детей

«А за мной сегодня мама придет?» – такими словами встречает каждое утро четырехлетний Антон. Всего несколько недель назад он стал одним из воспитанников республиканского детского дома №1 имени Ш. Худайбердина. На сегодняшний день здесь воспитывается 71 ре

«А за мной сегодня мама придет?» – такими словами встречает каждое утро четырехлетний Антон. Всего несколько недель назад он стал одним из воспитанников республиканского детского дома №1 имени Ш. Худайбердина. На сегодняшний день здесь воспитывается 71 ребенок, 60 детей уже ходят в школу, остальные еще играют в «дочки-матери» и верят в сказки.

Вот уже 90 лет детский дом №1 согревает своим теплом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За эти годы из него выпустились 5545 воспитанников. Сайт Ufa1.ru решил узнать, какие программы сегодня работают в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«Основное направление нашей деятельности – воспитание детей и подготовка их к самостоятельной жизни», – обозначила приоритеты работы директор республиканского детского дома №1 имени Ш. Худайбердина Фаниса Бадретдинова.

В детском доме №1 работает ряд экспериментальных площадок по работе с воспитанниками не только до 18 лет, но и когда они покидают стены, которые много лет были родным домом.

Уже несколько лет здесь активно занимаются развитием талантливых детей. Опытные педагоги изучают их интересы и склонности в различных видах деятельности, создают учебно-методические условия, проводят занятия в многочисленных творческих кружках и секциях. Дети также занимаются дополнительно в детском университете. Благодаря такой практике выпускники успешно поступают в высшие учебные заведения. В 2011 году воспитанники детского дома поступили в Высшую школу экономики в Москве, УГНТУ и другие ведущие вузы Уфы.

Дети после интерната трудно адаптируются к самостоятельной жизни и всегда нуждаются в помощи. Поэтому для них создана служба постинтернатного сопровождения, которая готовит ребят к реальной жизни. Выпускников детского дома учат, казалось бы, элементарным вещам: планировать свой бюджет, ориентироваться в городе, готовить еду, стирать, ремонтировать одежду, уходу за огородом и домашними животными.

«Сотрудники службы постоянно общаются с комендантами в общежитиях, куратарами и преподавателями в университете, – рассказала Фаниса Бадретдинова. – Они привыкли, что здесь рядом всегда воспитатели, а там они одни. Поэтому раз в месяц мы собираемся вместе и решаем проблемы».

На базе детского дома с марта 2008 года совместно с Республиканским центром семейного устройства работает экспериментальная программа «Родные узы» по передаче детей в кровные семьи. Благодаря ей в родной дом вернулись уже 19 детей. В детском доме еще помнят историю, когда семья из Миякинского района, которую лишили прав на воспитание пятерых детей, начала новую жизнь и забрала своих малышей.

В детском доме к детям часто приходят бабушки и другие родственники, которые хотят вернуть их в семью. Для малышей сотрудники детского дома проводят консультации и ведут работу над восстановлением привязанностей.

«Существует миф, что лучше и проще усыновить маленького ребенка. На самом же деле, когда родители приходят в детский дом, то их решение меняется. Наиболее часто новые семьи обретают дети в возрасте от 7 до 15 лет», – поделилась Фаниса Маликовна.

Педагоги детского дома совместно с башкирским государственным педагогическим университетом разработали программу по подготовке детей к жизни в семье. Сейчас идет апробация этой методики.

По словам педагогов, всегда большое внимание уделяется подготовке приемных родителей, но специальное обучение должны проходить также и дети.

«Мы общаемся с детьми, проводим ролевые игры, психологические тренинги, определяем их готовность и желание жить в семье, – рассказала педагог-психолог республиканского детского дома №1 имени Ш. Худайбердина Рита Ярышева. – Мы пытаемся донести до детей, что в каждой семье есть свой кодекс правил и образ жизни. Результаты работы дают о себе знать. При поведении психологичной диагностики видно, что после таких занятий у ребенка повышается желание жить в семье».

Тем не менее педагоги детского дома отмечают: чем взрослее становится ребенок, тем ему меньше хочется жить в семье.

«Помимо этого в детском доме с 2007 года успешно работает служба патронатного воспитания. За годы работы переданы в замещающие семьи более 100 воспитанников детского дома по всем формам устройства. Специалисты службы занимаются розыском родственников – потенциальных замещающих семей, ведут работу с родителями, отказавшимися от ребенка при рождении», – рассказала социальный педагог службы патронатного воспитания республиканского детского дома №1 имени Ш. Худайбердина Люция Ахметкиреева.

Так, они нашли уфимку, которая отказалась от сына 13 лет назад в роддоме, потому что мальчик родился инвалидом. Она была искренне удивлена, когда узнала, что ее кровинушка жив и сразу забрала ребенка в семью. Это история тогда потрясла многих.

Статистика говорит о том, что для ребенка произносить слова «мама» и «папа» значит намного больше, чем мы привыкли думать. Эмоциональная гармония и счастье отражаются на его физическом состоянии. У 81% детей значительно повысилась успеваемость, у пятерых детей снят диагноз «задержка психического развития», у двух воспитанников снята инвалидность.

«Когда ребенок попадает в семью, с первых дней он называет новых родителей мамой и папой. Но нужно понимать, что последнее слово всегда за ребенком. Любой воспитанник детского дома будут передан в замещающую семью, если только сам этого захочет, – рассказала Фаниса Бадретдинова. – В прошлом году у нас не было ни одного возврата».

Но педагоги детского дома уверенны, что психологическая проблема и страх перед усыновлением навязана телевизором, по которому постоянно показывают страшные картины обращения с детьми приемными родителями. По словам специалистов, такие сюжеты пугают детей и травмируют их психику. Психологи уверены, что дети должны видеть и счастливые истории, им это очень важно.

Пока взрослые решают серьезные проблемы маленьких детей, последние водят хороводы и заучивают стихи. Те, что постарше, борются за авторитет в школе и выбирают свой путь. Но все они ждут того часа, когда на пороге появится мама, чтобы поделиться с ней своими успехами.

За последние годы общество стало внимательнее к проблеме усыновления детей. Сейчас потенциальные родители проходят тщательный отбор, ужесточились порядки. Конечно, этого пугает некоторых потенциальных родителей, но ведь безопасность ребенка важнее.

«Мы не можем рисковать воспитанниками, ведь мы пишем их судьбы», – заключила Фаниса Бадретдинова.

Фото: Фото с сайта Сnf.home.pl
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем