Прежде чем спрашивать домашнее задания с учеников, учителям республики предстояло ответить на несколько важных вопросов самим. В минувшие выходные в Уфе прошло республиканское августовское совещание по образованию. На повестке дня было много вопросов: от нехватки мест в детских садах до роли, которую играет педагог в обществе. Пожалуй, три главных итога встречи профессионального сообщества: повышение заработной платы учителям, изменение методики преподавания национальных языков и необходимость создания комиссии по аттестации студентов, поступивших в вузы по результатам высоких баллов ЕГЭ.
Разговор начали с проблемы детских садов, мест в которых, как известно, не хватает. Тема эта болезненная и известная всем. Сообщается, что к 2013 году предусмотрено увеличить количество мест в дошкольных учреждениях более чем на 24 тысячи. В 2017 году – еще на 18 с лишним тысяч. Как известно, сейчас в некоторых городах и районах малообеспеченным и многодетным семьям, которым не хватает мест в дошкольных учреждениях, выплачиваются ежемесячные пособия.
«По примеру городов Уфа, Стерлитамак по выплатам компенсаций семьям, чьи дети не посещают детские сады присоединился Хайбуллинский район, данный вопрос решается и в Сибае, Давлекановском и Альшеевском районах», – отметил министр образования РБ Альфис Гаязов.
Говоря о нехватке детских садов, президент республики Рустэм Хамитов отметил, что необходимо использовать и другие возможности, а именно развивать частные дошкольные образовательные учреждения, создавать группы кратковременного пребывания.
«Между тем у нас до сих пор не приняты конкретные меры по поддержке частных и семейных детских садов. Нет механизма предоставления им земельных участков и помещений, оказания финансовой поддержки, хотя с момента подписания моего поручения прошло уже более полугода. Люди испытывают огромные, колоссальные проблемы, когда пытаются организовать частные детские сады», – заявил глава республики.
Действительно, открыть частный детский сад совсем не просто. Как пояснили в пресс-службе Рособрнадзора по РБ, чтобы получить лицензию на образовательную деятельность, владельцы частного детского сада должны соблюсти несколько важных условий: получить санэпидем заключение, заключение пожарной охраны, выполнить параметры по кадрам, помещению, питанию. Большое внимание в вопросе лицензирования занимает помещение будущего детского сада.
Коснулся разговор и материально-технической стороны. Люди справедливо считают, что часть проблем (нежелание учителей проводить дополнительные уроки, разного рода поборы и даже взятки) идут от унизительного уровня заработной платы учителей.
«Зарплаты учителей в республике с 1 сентября должны быть повышены на 30%. В республику на эти цели уже поступило более 700 миллионов рублей федеральных средств. Кроме того, 111 миллионов рублей выделяет республика. А в 2012 году мы получим более 2 миллиардов рублей на реализацию этой программы, которая фактически называется «Повышение заработной платы учителям», – сообщил Рустэм Хамитов.
Много времени было отдано еще одной болезненной теме – ЕГЭ. Как известно, в этом году Башкирия отличилась чрезвычайно высокими результатами и привлекла внимание самой главы Рособрнадзора России Любовь Глебова, которая лично посетила республику в июле месяце. «Башкортостан выделяется на фоне других субъектов достаточно ярко. Во-первых, это все предметы, во-вторых, слишком высокие результаты. Я не очень ориентируюсь на обращения граждан, но, тем не менее, некоторые показатели связаны с тем, что жалуются на то и на это, цены называют, то есть какие-то косвенные признаки тоже присутствуют», – говорила о цели своего визита Любовь Глебова.
В начале августа президент Башкирии объявил, что будет создана межведомственная комиссия по проведению ЕГЭ с приглашением независимых наблюдателей. А во время прошедшего педсовета стало известно, что студенты, поступившие в вузы по высоким баллам, пройдут дополнительную проверку. Такой мониторинг будет проводить министерство образования и Совет ректоров вузов.
«Высокие результаты ЕГЭ повышают проходной балл в наши вузы – республиканские. За последние годы он вырос в среднем на 20 пунктов. Это означает, что выпускники, которые сами честно сдавали экзамены и поэтому не набрали нужного количества баллов, останутся за бортом высшей школы, – заявил Рустэм Хамитов. – Посмотрим, как ученики, набравшие 85-95 баллов, будут учиться в вузах, а потом проведем соответствующий анализ. Если дела будут идти не так блестяще, как при сдаче ЕГЭ, мы сделаем самые серьезные выводы. В том числе и кадрового плана – вплоть до освобождения от занимаемой должности организаторов, обеспечивших им завышенные оценки».
По словам начальника отдела контроля, качества образования и ЕГЭ министерства образования РБ Заки Мурзагалина, мониторинг будет проходить во всех вузах, всех «высокобалльников» будут проверять: соответствуют ли их знания полученным высоким результатам. В какой форме будет проходить срез знаний (тестирование, контрольные работы) пока не сообщается.
«Предполагаются конкретные мероприятия по совершенствованию процедуры проведения государственной итоговой аттестации в целом, в числе которых улучшение работы по подбору кадров организаторов экзаменов, расширение института общественного наблюдения, усиление разъяснительной работы со всеми участниками экзамена, родителями, в том числе по вопросам административной ответственности», – перечисляет Альфис Гаязов меры по улучшению проведения ЕГЭ.
Немаловажная проблема – изучение национальных языков, в том числе башкирского. Эта тема также является одной из наиболее острых в Башкирии. При введении башкирского языка как обязательного для изучения республиканские власти не раз сталкивались со скрытым и явным противостоянием некоторой части населения. Сейчас обстановка смягчилась, а вот качество преподавания родных языков отнюдь не улучшилась. Дело не только в политике. Как верно было замечено президентом Башкирии, образовательные программы в основной своей массе скучны и неинтересны, поэтому дети не хотят учиться.
«Продолжать сегодня преподавать родные языки как раньше – значит сделать их заведомо неконкурентоспособными. Что, собственно говоря, и происходит, – отметил Рустэм Хамитов. – То недовольство родными языками, которое мы наблюдаем, не есть недовольство самим языком. Это в гораздо большей степени недовольство тем, как они преподаются. Я и сам был бы против того, чтобы мои дети, допустим, или внуки занимались переписыванием текста из учебника в тетрадь, и это называлось бы «изучением языка».
Таким образом, правительству республики и Башкирскому государственному педагогическому университету им. Акмуллы поручено подготовить специализированный центр по проблемам изучения родных языков. БГПУ им. Акмуллы давно занимается развитием национальных языков: это и подготовка преподавателей русского, башкирского и татарского языков, и создание методической литературы, и подготовка к созданию НИИ национального образования.
«Большая проблема методическая. Моя дочь училась в школе №35, она прекрасно научилась читать и переводить с башкирского языка, но говорить не научилась. У нас не умеют хорошо, красиво преподавать. Это касается не только башкирского, но и татарского, марийского, чувашского языков. Нужно применять лингво-культурологический подход для изучения языка», – говорит доктор филологических наук, профессор БГПУ им. Акмуллы Райса Хайруллина. – Важна и сфера применения языка. Если мы хотим, чтобы язык жил, нужно, чтобы он функционировал. Сейчас же национальные языки существуют в основном в бытовом общении. Нужно расширять применение языка».
Фото: Видео Дмитрия ЯНЧЕНКО и Рустема ВАЛИДОВА