Город Стандартное детство

Стандартное детство

Впервые детей и подростков в детских домах будут воспитывать по единой программе. Правительство республики утвердило Стандарт качества предоставления государственной услуги по содержанию и обучению детей-сирот...

Впервые детей и подростков в детских домах будут воспитывать по единой программе. Правительство республики утвердило Стандарт качества предоставления государственной услуги по содержанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Стандарт был разработан министерством образования РБ за полгода. Как стало известно Ufa1.ru, ранее такого документа в Башкирии не существовало и единой методики для воспитания детей как таковой не было. К слову, сейчас в республике действует 27 детских домов, в которых проживают около 1100 воспитанников.

Как рассказала уполномоченный по правам ребенка в РБ Милана Скоробогатова, в принятом стандарте четко прописано, каким должен быть детский дом, требования к материально-технической базе, кадровому составу, программным документам. Описываются и целевая группа тех детей, которые там должны содержаться, и требования к их содержанию и воспитанию.

Самая большая проблема любого воспитанника детского дома – это незнание самых элементарных, бытовых вещей. Не секрет, что для многих выпускников становится проблемой платить за квартиру, планировать покупки, узнавать расписание городского транспорта...

«Все зависит от администрации детского дома, объясняют ли они детям, как найти работу, как вести домашнее хозяйство. Идет ли работа по социализации, выводят ли детей в общество, – говорит заместитель директора по методической и коррекционной работе государственного автономного учреждения «Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи» Каринэ Багдасарова. – Они много лет живут вместе, поэтому не знают, откуда берется одежда, еда, деньги, у них все готовое. В отличие от обычных детей, которые живут в семьях, их приходится учить всему».

Именно поэтому основная задача принятого стандарта заключается в социализации и адаптации детей к жизни в обществе. Как сообщает пресс-служба правительства РБ, в стандарте наряду с общими для учреждений такого типа правилами определены принципы большей самостоятельности воспитанников и открытости внешнему миру. В частности, у ребят появится возможность участвовать в процессе самоуправления и самовоспитания.

По словам ведущего специалиста-эксперта отдела специального образования и охраны прав детства министерства образования РБ Зифы Батраевой, детское самоуправление будет дублировать функции администрации учреждения. В нескольких детских домах Башкирии уже практиковались такие «дни самоуправления» – раз в неделю дети сообща решали обычные вопросы: что сегодня приготовить на ужин, в какую службу звонить, если прорвало трубу, чья очередь чистить снег на крыльце и тому подобное. Конечно, это происходит под контролем взрослых, но решение принимают воспитанники сами.

Уделяется в стандарте место и трудовому воспитанию в учебных мастерских и подсобных хозяйствах, на предприятиях. «У многих детских домов есть подсобные хозяйства и приусадебные участки. Ребята знакомятся с основами земледелия, пчеловодства, животноводства, овощеводства. В швейных и слесарных мастерских воспитанники учатся работать руками. Мы стараемся, чтобы ребенок чему-то научился, прежде чем выйти из детского дома», – говорит Зифа Батраева.

Кроме перечисленных моментов, стандарт предполагает возможность получить рабочую специальность. Для этого детский дом должен заключить договор с предприятием, которое будет обучать подростка. По словам Зифы Батраевой, некоторые детские дома уже практикуют такой подход и помогают своим воспитанникам получить профессию. Например, девочки-подростки несколько часов в неделю посещают парикмахерскую, они прикреплены за определенным мастером: сначала просто наблюдают за его работой, а затем и сами пробуют стричь. После окончания обучения на руки они получают «корочку».

«Этот документ – маленькая ступенька, на которую они могут встать. Если они не захотят работать по этой специальности дальше, это их дело. Но старт им дается. А подросток, который имеет на руках профессию, гораздо легче адаптируется в жизни», – считает Каринэ Багдасарова.

«Стандарт повышает требования к качеству предоставляемой услуги и определяет критерии оценки», – отмечает Милана Скоробогатова. Причем в оценке работы детского дома помимо контролирующих органов будут принимать участие и сами воспитанники – для этого разработана специальная анкета, которая составлена с учетом детской психологии.

«Главная задача воспитателя – научить ребенка жить без себя, – подводит итог Милана Скоробогатова. – Любое учреждение такого типа мы оцениваем по воспитанникам: насколько дети подготовлены к самостоятельной жизни, причем жизни успешной, гармоничной и самодостаточной – а это и есть социализация. Уникальность стандарта в том, что в нем такой акцент сделан».

Фото: Фото с сайта Somethingawful.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем