Сомнительные знания

В Уфу проверять результаты ЕГЭ приехала сама глава Рособрнадзора Любовь Глебова. В Башкирии выпускники набрали подозрительно высокие баллы, и это насторожило ведомство...

Поделиться

Поделиться

В Уфу проверять результаты ЕГЭ приехала сама глава Рособрнадзора Любовь Глебова. В Башкирии выпускники набрали подозрительно высокие баллы, и это насторожило ведомство.

«Почему я думаю, что Башкортостан – это то место, где с самого начала надо смотреть? Башкортостан выделяется на фоне других субъектов достаточно ярко. Во-первых, это все предметы, во-вторых, слишком высокие результаты. Я не очень ориентируюсь на обращения граждан, но, тем не менее, некоторые показатели связаны с тем, что жалуются на то и на это, цены называют, то есть какие-то косвенные признаки тоже присутствуют», – прокомментировала чиновница.

В ближайшее время Рособрнадзор планирует детально изучить ситуацию. Любовь Глебова подчеркнула, что высокие результаты не являются объективными показателями, а скорее свидетельствует, что в организации процедуры есть недочеты. Отсюда и высокие результаты.

Глава Рособрнадзора, встретившись с президентом республики Рустэмом Хамитовым, заметила, что в некоторых регионах высокие баллы ЕГЭ связаны со стремлением приукрасить картину. Впрочем, она не считает, что руководство Башкирии занимается подобными вещами.

Рустэм Хамитов заметил, что в регионе долгое время действительно были востребованы приписки и стремление к завышению каких бы то ни было результатов. «Понимаю, что эта жажда к сверхоценкам, к сверхуспешным результатам была, может быть, и в тех вопросах, которые мы сейчас обсуждаем. Нам нужна объективность. Я не могу сказать, что наша система образования выдающаяся, и именно поэтому там такие результаты достигаются. Видимо, есть какой-то системный сбой, ведущий к завышению. Но с этим надо разбираться», – признал он и пообещал, что специалисты в сфере образования разберутся в ситуации и в ближайшее время в ЕГЭ будет наведен порядок.

Глебова также заявила, что высокие баллы – это плохо. Ведь, имея такие результаты, выпускники уезжают поступать в крупнейшие вузы и, с большой степенью вероятности, в регион уже не вернутся. «Иногда высокие результаты работают не на регион. Высокие результаты уводят детей, выпускников, уводят потенциал своего региона», – пояснила она.

В этом году Башкирия стала одним из лидеров по нарушениям процедуры проведения ЕГЭ. Выпускники пользовались сотовыми телефонами, выходили в Интернет, выкладывали экзаменационные бланки в сеть. Нескольких нарушителей среди школьников Рособрнадзору удалось вычислить. Однако очевидно, что официально установленные случаи – лишь малая часть нарушений. По некоторым данным, в период ЕГЭ в сети появилось несколько тысяч бланков. Идентифицировать же удалось единицы из них, ведь большинство школьников лишили свои контрольно-измерительные материалы отличительных признаков, выложив их без уникальных штрих-кодов.

К слову, в прошлом году такого количества претензий по сдаче ЕГЭ в Башкирии у контролирующего ведомства не было. Однако это не значит, что не было нарушений. Выпускники, выходящие с экзамена, рассказывали, что смогли воспользоваться мобильниками и Интернетом. По неофициальной информации за некоторых детей задачки решали учителя.

Преподаватель одного из уфимских вузов Альмира Ш. рассказала, что дети и в этом году могли нарушить процедуру. Однако в этом году, признается она, процесс приема экзамена ее шокировал. Уже несколько лет она готовит детей к госэкзамену по русскому языку, занимаясь репетиторством. Педагоги имеют представление о том, каких результатов ждет от них Рособрнадзор. Школьные учителя, зная, каким должен быть средний по республике балл по предмету и понимая, что его превышение вызовет особое внимание, сами начинают приводить показатели в порядок.

«В прошлом году в Башкирии было всего два стобалльных результата по русскому. А в этом – 395. Это слишком большая цифра для национальной республики», – говорит она.

Поэтому школы, не дожидаясь проверки, самостоятельно начали «резать» баллы своим выпускникам. При этом стобалльные результаты оставили тем, кто за них заплатил, считает преподаватель, а отнюдь не тем, чьи знания были лучше. При этом повысить оценку, подав на апелляцию, очень сложно.

Критиков ЕГЭ с каждым годом становится все больше. Теоретически с каждым новым выпуском система должна совершенствоваться. Однако на деле ничего не меняется. Формально правила ужесточаются. Но, чтобы они работали, их ведь нужно соблюдать. Пока же, получается, в этом мало кто заинтересован. Высокие баллы выгодны всем: выпускнику, который хочет поступить в престижный вуз, школьным учителям и директору, для которых ЕГЭ – тоже оценка их труда, и, разумеется, тем, кто на экзамене зарабатывает. Как считают некоторые эксперты, сложившаяся система приучает детей ко лжи и несправедливости. Одни видят, что знания далеко не всегда гарантируют успех, другие привыкают, что можно списать или просто заплатить. И вот это самое опасное.

Фото: Фото предоставлено пресс-службой президента РБ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter