В Башкирии решили снизить смертность на дорогах до «нулевого уровня». Для этого на федеральных трассах будет увеличено количество пунктов экстренной медицинской помощи, а на ремонт дорог, как обычно, выделят деньги.
В прошлом году в республике зарегистрировано более пяти тысяч дорожно-транспортных происшествий. В них погибло 658 человек, более шести тысяч получили травмы. При этом, по словам председателя Государственного комитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Ильяса Мунирова, в 2010 году по вине дорожников в республике произошло только 240 ДТП.
Управление ГИБДД при МВД по РБ озвучило другие данные: неудовлетворительные дорожные условия становятся причиной почти четверти ДТП. По статистике ведомства, с ними связаны 1200 аварий из 5163. При этом не все претензии автоинспекторов связаны с качеством дорожного покрытия. Причиной ДТП может стать как отсутствие разметки и знаков, так и плохое освещение участка трассы. О том же говорят и дорожники.
«По нашим данным, из-за плохого состояния дорог на федеральных трассах Башкирии происходит не более 8-9% от общего количества ДТП. По данным ГИБДД, дорожные недостатки становятся причиной чуть ли не четверти аварий. Объясняется это очень просто: ГАИ может посчитать «дорожные причины», если на участке дороги, где произошло то или иное ДТП, не предусмотрено освещение или не установлены ограждения», – объясняет сотрудник ФГУ «Управление автомагистрали Самара – Уфа – Челябинск Федерального дорожного агентства».
И тем не менее автолюбители чаще всего предъявляют претензии именно к качеству асфальтового покрытия. Особенно острой проблема становится весной: на отдельных участках дороги превращаются в «терку». И это в лучшем случае. Огромные выбоины, коварные ямы, заполненные талой водой, – печальная реальность даже для уфимских улиц. Проблема появляется ежегодно, однако чиновники не видят необходимости латать дорожное полотно весной, пока снег не растаял окончательно. Ведь ночью проникшая в трещины вода замерзает и еще сильнее разрушает покрытие. Лишь на главных улицах проводятся некоторые косметические процедуры.
О том, что качество дорожного покрытия в Башкирии часто не выдерживает никакой критики, говорил глава региона.
«На ваши дороги выезжать страшновато. Те, кто едут, особенно с северо-востока республики, молятся всем богам. Хотя мы знаем, сколько стоят эти дороги, и какие миллиарды туда уходят», – заявил Рустэм Хамитов, обращаясь к дорожникам.
Обновлять покрытие и расширять улицы необходимо, констатирует главный дорожный инспектор Башкирии Динар Гильмутдинов.
«Если ничего не делать, движение у нас остановится, – говорит он. – Надо вкладывать деньги в инфраструктуру, чтобы на дорогах гибло меньше людей».
В то же время решить проблему одними только денежными вливаниями вряд ли удастся. Цена одного километра дороги не всегда прямо пропорциональна его качеству. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин уверен: объемы финансовых вливаний не всегда так важны, как эффективность расходования средств. Например, строительство одного километра дороги в России обходится в пять раз дороже, чем в Европе. Но ездить за рулем комфортнее за границей.
Снизить смертность на дорогах должен помочь ряд мероприятий. Например, жесткий контроль за процедурой получения прав. Часто на улицы выезжают люди, не знающие правил дорожного движения. Некоторые просто их игнорируют, пытаясь «проскочить» на желтый свет, совершают маневры, не предупреждая об этом других участников движения. Подобное бескультурье демонстрируют пешеходы, пытающиеся перебежать дорогу в неположенном месте. Впрочем, иногда и их права чиновники игнорируют: расширяя улицы, «забывают» о специальных светофорах, не заботятся об освещении переходов в темное время суток.
Еще один важный пункт программы по дорожной безопасности – повышение доступности медицинской помощи для пострадавших в аварии. Травматологи объясняют: пострадавшему в ДТП важно оказать квалифицированную помощь в первые минуты после аварии. От того, насколько быстро начнут лечить человека, в большинстве случаев зависит не только его здоровье, но и жизнь. Чтобы успеть спасти человеческие жизни, предлагается усилить медицинскую службу на дорогах: это реанимобили, оснащенные современным оборудованием, использование авиации для транспортировки пострадавших в крупнейшие медицинские центры. В общем, все должно работать так, как во всех развитых странах.
Правда, сказать, насколько близко светлое будущее с гладким покрытием и «нулевой смертностью» на дорогах, пока никто не может. Видимо, придет оно нескоро. В ближайшее же время автолюбители будут привычно крыть дорогу, дорожников и чиновников неприличными словами. Справиться с весенней распутицей пока не представляется возможным.