В ближайшем будущем Башкирия может перейти на московское время. Депутат Государственного Собрания – Курултая РБ Назиб Ямилов разработал соответствующий законопроект и намерен предложить его для рассмотрения коллегам.
Сегодня, если требуется участие Москвы в решении каких-то вопросов, приходится ждать до 11 часов утра, говорит он. Если же время в Уфе будет московское, то работа начнется уже в девять.
«Переход Башкирии на московское время имеет ряд положительных моментов. Прежде всего, это оправдано экономическими факторами. Изменение часового пояса должно упростить многие банковские процедуры, оптимизировать затраты: снизится стоимость банковских переводов, улучшится взаимодействие местных и федеральных структур, теле- и радиовещание будут доступнее», – объясняет Назиб Ямилов.
О необходимости сокращения количества часовых поясов заявил президент Дмитрий Медведев в послании к Федеральному собранию осенью 2009 года. Ученые Института географии Российской академии наук, изучив все плюсы и минусы реформы, предлагают оставить не менее пяти часовых поясов. При этом Калининград, Башкирия, Пермская и Оренбургская области будут жить по московскому времени. В екатеринбургском часовом поясе окажутся Омск, Новосибирск, Алтайский край и республика Алтай. В красноярский часовой пояс попадут Иркутск, Бурятия и Чита. В Хабаровском крае, на Сахалине, Амурской области будет время Якутии. У Магадана, Камчатки и Чукотки останется с Москвой восьмичасовая разница. Разделять часовые пояса будет не один час, а два.
Фактически время регионов станет ближе к московскому. Попытки «сдвига» регионального времени в сторону запада предпринимаются в нашей стране в последние два десятилетия. Реформаторы объясняют, что сближение регионов по времени экономически обосновано. В поддержку этой идеи приводится опыт Китая, который географически находится в пяти часовых поясах, однако вся страна живет по единому времени. В США также действуют шесть часовых поясов, хотя географически их восемь.
Инициаторы сокращения часовых поясов в России ссылаются на то, что в условиях 11-часовой разницы во времени страной очень сложно управлять. Ведь на одном конце страны только просыпаются, а на другой ложатся спать. Считается, что, если рабочие дни в стране совпадут хотя бы на несколько часов, эта проблема решится. При этом мало кто из законодателей задумывается об удобстве граждан, считая, что все они смогут легко подстроиться под западное время, то есть под Москву.
Жители Самарской области все прелести «сближения» оценили уже в этом году, когда к их времени прибавили один час. Весной этого года, когда вся страна дружно переводила стрелки часов на летнее время, жители Самарской области этого не делали. Сегодня мало кто из них дает реформе положительные отзывы.
«Летом спать было невозможно: у нас светало в три часа утра. Сейчас сумерки начинаются в 18:00. А что будет зимой, когда продолжительность светового дня уменьшится? По-хорошему нам нужно жить по Уфе, а не Москве», – делятся опытом жители Самары. В новом времени им некомфортно: неудобно вставать на работу вместе с москвичами, вечером из-за ранних сумерек опасно садиться за руль, в темноте невозможно гулять с детьми.
Уфу же решено подвинуть сразу на два часа. Ученые спорят, перекроет ли экономический эффект потенциальный ущерб, нанесенный здоровью граждан.
Академик РАМН Николай Агаджанян всегда был против даже перехода на летнее время: «Два раза в год мы на определенный срок выпадаем из нормального биологического ритма жизни. Десятки физиологических процессов в организме человека подчиняются так называемым суточным ритмам. Если человек меняет привычный режим сна и бодрствования, то биологические часы, от которых во многом зависит наше здоровье, неизбежно дают сбой. Это явление называется десинхронозом. Он чреват многими физическими и психическими нарушениями, особенно у пожилых, больных людей и детей до 10–12 лет».
Опыт жизни в непривычном часовом поясе с апреля этого года появился у Камчатки. Здесь разница во времени с Москвой сократилась с девяти до восьми часов. Губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий считает, что вопрос о дальнейшей оптимизации часового пояса можно говорить лишь после всестороннего изучения влияния перехода на жизнь граждан. Последствия перехода края в десятичасовой пояс пока не изучены.
«Учитывая экономические параметры энергосбережения, а также другие социальные и экономические факторы (дискомфорт проживания и жизнедеятельности населения, ухудшение здоровья и, как следствие, увеличение затрат на здравоохранение и энергетическое жизнеобеспечение населения, снижение эффективности отраслей экономики, режимы деятельности которых привязаны к световому дню), можно сказать, что резкая оптимизация часовых поясов может стать крайне неэффективной», – считает Алексей Кузьмицкий.
Профессор, доктор географических наук, заместитель директора Института географии РАН Аркадий Тишков считает, что выгоды от изменения часовых поясов будут скорее управленческие, логистические, коммуникационные и политические. У центра появится возможность оперативного управления регионами, кроме того, это «сблизит» субъекты Российской Федерации. Неудобства, конечно, тоже будут: в данном случае пострадает население, столкнувшееся с нарушением физиологических ритмов, утомляемостью, обострением различных заболеваний, ростом травматизма и аварий. Однако комфорт жителей России, очевидно, решено принести в жертву предполагаемым выгодам. Об этом говорит поспешность, с которой законодатели принялись перекраивать временные пояса регионов.
«Приблизить Владивосток, Петропавловск и Анадырь к Москве на один-два часа можно. Но в целом ломать адаптированную систему отнесения субъектов Федерации к своему или близкому поясному времени никак нельзя. В том числе и с учетом политических проблем в стране – сформируется мощный слой населения с протестным настроением. Для будущих выборов это серьезный аргумент.
Оптимально сохранение тех же 11 часовых поясов, установленных в соответствии с природой. Возможно, речь может идти о шести-семи часовых поясах (Московском, Уральском, Западно-Сибирском, Красноярском, Иркутско-Якутском, Владивостокском, Магаданско-Камчатско-Чукотском). Не менее», – считает Аркадий Тишков.
Кроме того, Аркадий Александрович подчеркивает, что именно в Башкирии с часовым поясом до сих пор все было в порядке. В республике время соответствует астрономическому, максимально эффективно используется световой день, и менять ничего не нужно. В случае если реформа в нашем регионе все-таки начнется, Башкирия столкнется с теми же неудобствами, что и Самара. Так, рассвет в летнее время будет начинаться в четыре утра, а зимой на улице будет темно не в пять вечера, а в три часа.
Резко против московского времени настроены и опрошенные нами уфимцы. Однако их мнением законодатели будут интересоваться в последнюю очередь.
Фото: Видео Дмитрия ЯНЧЕНКО