В приемной семье из Башкирии вновь совершено особо тяжкое преступление. В Кушнаренковском районе 14-летний подросток на протяжении нескольких месяцев совращал свою 10-летнюю сестру. Брат велел девочке никому об этом не рассказывать. Приемная мать ни о чем не догадывалась до тех пор, пока не застала обоих детей обнаженными. Женщина сразу же вызвала милицию.
Троих детей 49-летняя местная жительница взяла на воспитание в 2007 году. У ребят общая мать, но разные отцы. До того как попасть в семью, они жили в уфимском детском доме.
Сейчас в районе идет следственная проверка. Опрашиваются педагоги, выясняется, насколько хорошо работали органы опеки. Детей вновь вернули в детский дом. 14-летний подросток подозревается в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении малолетней (пункт «б» части 4 статьи 132 УК РФ).
Брат и сестра уже дали первые показания, и они отличаются. Подросток говорит, что сестра сама его спровоцировала, и он только один раз сделал то, за что попал под уголовное преследование. Девочка утверждает, что инициатором был брат, эпизодов – несколько, а продолжалось все это с апреля. По ее словам, она видела «это» по телевизору и имела приблизительное представление о происходящем. В данный момент следствие выясняет, насколько далеко зашел сексуальный интерес подростка, назначена медэкспертиза.
В школе, где учились дети, говорят, что в поведении ребят не было ничего необычного. Педагоги неоднократно посещали семью, но никаких отклонений от нормы не заметили.
Приемная мать до сих пор находится в шоковом состоянии. Она полностью доверилась правоохранительным органам, согласившись, что решать вопрос о том, где теперь будут жить дети, должны органы опеки. Возможность возвращения детей в приемную семью пока даже не рассматривается.
«Женщина очень переживает. Когда мы приехали к ней, она все время пила таблетки, – говорит следователь Дюртюлинского межрайонного следственного отдела СКП РФ по РБ Айрат Мударисов. По его словам, в этой семье между приемными детьми и матерью сложились хорошие отношения. – Когда сына отправляли в детский дом, она накормила его, собрала вещи. Очень переживает за девочку. Спрашивала, когда сможет навестить ее, уже собрала ее вещи».
Ответа, как такое могло произойти и кто виноват, пока не нашли ни приемная мать, ни следствие. Уже сейчас понятно, что это будет резонансное дело, а обвинение, если и будет предъявлено, то нескоро.
В отделе опеки сейчас идет проверка, и им не до комментариев.
«Проверяется деятельность органов опеки. Безусловно, вопрос о привлечении должностных лиц к уголовно-правовой ответственности пока не ставится. Однако дисциплинарные взыскания, скорее всего, последуют», – говорит старший помощник руководителя СУ СКП РФ по РБ Светлана Абрамова.
Совсем скоро в Кушнаренковском суде будет слушаться другое резонансное дело по обвинению приемных родителей в смерти ребенка. В августе прошлого года в Центральной райбольнице скончался трехлетний Матвей Катеренчук. Над ребенком долгое время издевались приемные родители и их взрослые дети. По словам представителя прокуратуры РБ Искандера Фахретдинова, приговор садистам, возможно, будет оглашен в середине июня.
По результатам прошлогодней проверки деятельности районных ведомств никто из чиновников серьезно не пострадал. После смерти малыша большинство должностных лиц отделались легким испугом. По словам старшего помощника прокурора РБ Ларисы Кучиной, лишь начальник отдела образования при администрации Кушнаренковского района и специалист по опеке и попечительству были отстранены от должностей. Еще 11 чиновников были привлечены к дисциплинарной ответственности. После еще одного «нехорошего» случая, скорее всего, нескольким функционерам опять объявят выговоры и предупреждения.
Формально вина взрослых заключается в том, что они «не смогли войти в контакт с ребенком».
По словам практикующего психиатра, заместителя председателя Комитета по здравоохранению и фармации администрации Советского района Уфы Вадима Иванченко, возможно, этот инцидент стал следствием неблагополучной жизни детей до того, как они попали в семью. Ребенок может получить первый сексуальный опыт и в 10-летнем возрасте, если он видел, как это делают взрослые. Он также согласен с тем, что близкого контакта у детей с приемной матерью, по-видимому, не было. Скорее всего, вины женщины в этом нет: прошло не так много времени, становление отношений могли затруднить множество других факторов.
«В конкретной ситуации сложно сделать четкие выводы о том, что стало причиной этого происшествия. Необходимо изучить все детали, поработать с родителями и детьми. В то же время сегодня стало очень модно закрывать детдома и устраивать детей в приемные семьи. С экономической точки зрения это оправдано. Однако, судя по тому, что происходит в стране, многие приемные родители не готовы к такой роли. Я не могу судить о том, что необходимо сделать: отсеивать ли те семьи, которые пока не могут стать приемными, или, наоборот, готовить их к этому. Однако факты говорят о том, что проблема неготовности людей в стране есть», – считает Вадим Иванченко.
После случая смерти Матвея Катеренчука по республике прошла масштабная проверочная кампания по приемным и опекунским семьям. В те дни приемные родители пережили огромнейший стресс. Мало того, что все они переживали за малыша, – каждого из них фактически подозревали в плохом обращении с детьми. В одну из семей проверяющие пришли вместе с телекамерой. Сюжет показали в вечернем эфире. Было хорошо заметно, как у приемной матери трясутся руки и дрожит голос.
В эти дни в замещающие семьи, возможно, также нагрянут проверяющие. Дай бог, чтобы эта проверка не стоила им нервов. Ведь большинство из приемных родителей – хорошие люди, воспитывающие чужих детей только потому, что любят их.