Голодовка ростовских авиадиспетчеров переросла во всероссийскую протестную акцию. Вчера своих коллег решили поддержать уфимские диспетчеры.
Волну протеста подняли сотрудники диспетчерского центра «Аэронавигация Юга» в Ростове-на-Дону. Около сорока человек начали голодовку 9 апреля. Главное требование диспетчеров – отставка генерального директора ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» Валерия Горбенко.
За последние несколько дней к акции ростовских коллег присоединились авиадиспетчеры Нальчика, Ставрополя, Нижневартовска, Иркутска, Сургута, Когалыма, Екатеринбурга, Набережных Челнов, Краснодара, Волгограда, Бугульмы, Якутска, Минвод, Оренбурга, Сыктывкара, Тарко-Сале, Ханты-Мансийска, Надыма, Уфы, Тюмени, Магадана, Нерюнгри, Вологды, Томска, Новосибирска (Северный), Новосибирска (Толмачево), Новокузнецка, Омска, Колпашево, Пензы, Мурманска, Олекмы, Березово.
Работники авиапредприятия протестуют против политики ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ». Диспетчеры обвиняют Росаэронавигацию в невыполнении своих обязательств по индексации зарплат, а также в отказе подписывать единый договор об условиях работы со всем профсоюзом. Вместо этого, утверждают активисты, ведомство предпочитает заключать отдельные договоры на выгодных для себя условиях на уровне филиалов.
По закону авиадиспетчеры не имеют права объявлять забастовку, поэтому была выбрана форма протеста в виде голодовки. В ряде городов условия акции отличаются от тех, которые установили ростовские диспетчеры. Так, например, в Уфе протестующие решили ограничить себя в еде.
«Это всероссийская акция началась с протеста наших ростовских коллег. «Аэронавигация Юга» стала самой активной организацией, которая подняла волну. Затем протесты поддержала вся страна. Мы в свою очередь решили поддержать коллег», – говорит председатель профсоюзной организации авиационных диспетчеров Башкортостана Рустем Зулкарнеев.
По его словам, акция никак не влияет на безопасность полетов. Диспетчеры работают в штатном режиме. Все, что необходимо, делается. У диспетчеров нет претензий к местному руководству и администрации аэропорта, протест вызван уклонением работодателя, ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ», от выполнения обязательств перед трудовым коллективом.
«Социального партнерства на предприятии нет», – заявил президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Сергей Ковалев. По его словам, руководство ФГУП не соблюдает коллективный договор, предполагающий регулярную индексацию заработной платы диспетчеров. При этом нагрузка очень высока, но забастовка для данной категории работников запрещена законодательно.
Вчера на сайте «Госкорпорации по ОрВД» появился официальный комментарий по поводу голодовки авиадиспетчеров. В частности, в нем говорится, что распространенные в СМИ сообщения о голодовках не соответствуют действительности и «представляют собой болезненную реакцию потерявшего авторитет в трудовых спорах президента Федерального профсоюза диспетчеров Сергея Ковалева». Сообщением опровергаются обвинения в несвоевременной индексации зарплат: госкорпорация утверждает, что ожидавшаяся в мае 2009 года индексация была лишь перенесена на октябрь того же года из-за последствий мирового финансового кризиса, а не отменена полностью.
«Дискредитировавшие себя функционеры профсоюза попытались спровоцировать акции протеста в филиале Предприятия «Аэронавигация Юга» в Ростове и других городах, прибегая к социальной демагогии и популизму, многочисленным фальсификациям, в том числе в ряде средств массовой информации. Эти провокации не нашли поддержки ни в одном филиале федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». В настоящее время социальная обстановка и трудовой ритм в коллективах аэронавигационного комплекса стабильный, никаких угроз для прекращения обслуживания воздушного движения в воздушном пространстве Российской Федерации не существует.
Генеральная дирекция федерального государственного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» продолжает работу по повышению уровня социальной защищенности персонала в строгом соответствии с экономическими реалиями времени», – утверждает помощник генерального директора по связям с общественностью Росаэронавигации Андрей Прянишников.
Между тем факт остается фактом: диспетчеры протестуют уже по всей России. Недовольство участников акции вызывает не только непроиндексированная зарплата, но и стиль руководства, невыполнение социальных обязательств, несоблюдение режима труда и отдыха. Самое главное – это то, что руководство не хочет считаться с мнением профсоюза, представляющего интересы работников.
«Наш протест связан с нежеланием федерального работодателя вести переговоры с представителями работников, то есть с профсоюзом. Администрация не слышит требования работников. Не выполняются даже те соглашения, которые были подписаны работодателем год назад. Более того, сам процесс переговоров с руководством зашел в тупик. В течение года мы пытались найти с работодателем общий язык, но так и не смогли. Результатом стала эта акция», – говорит Рустем Зулкарнеев.
Самое серьезное – это обвинение госкорпорации в том, что вопросы безопасности полетов уже не являются для предприятия приоритетными. Это утверждение может не только подпортить репутацию Росаэронавигации, но и в каком-то смысле подорвать доверие иностранных авиакомпаний к российской диспетчерской службе.
В то же время сами диспетчеры утверждают, что небо по-прежнему безопасно. Страсти разгораются лишь на земле, причем после работы, уверяют они. Во время дежурств диспетчеры и радиотехнические работники по-прежнему четко и слаженно регулируют движение воздушного транспорта.
«Ваша безопасность в надежных руках. Нас невозможно вывести из себя – сказывается многолетняя тренировка в стрессовых ситуациях», – пишет на авиафоруме активист из Екатеринбурга.
Впрочем, как видно, и у диспетчеров терпение не железное. Ситуация накаляется. Если она не разрешится, безопасность в сфере гражданской авиации действительно может оказаться под угрозой.