Создание малой гражданской авиации в Башкирии откладывается до марта этого года. Разговоры о том, что это республике необходимо, идут последние несколько лет. В 2008 году правительство начало активно заниматься этим проектом.
Первоначально предполагалось, что первый рейс в Сибай состоится уже в ноябре, как только в Уфу из Чехии доставят купленные там самолеты. В аэропортах Сибая и Нефтекамска шли приготовления. В первую очередь в Башкирии собирались возродить регулярные внутренние авиарейсы «Уфа–Сибай» и «Уфа–Нефтекамск» на 19-местных самолетах L-410 UVP-E 20, произведенных в Чехии. Полет до Сибая согласно расчетам должен занимать около 40 минут. Однако команду на взлет башкирским пилотам пока не дают.
Собственно малая авиация представляет собой полеты с использованием самолетов небольшого размера. На маленьких воздушных судах в республике летают и сегодня. Спортсмены, например. Однако пассажирские перевозки небольшими самолетами здесь прекращены со времен распада Советского Союза. Впрочем, такая же ситуация сложилась почти на всей территории России.
Малая гражданская авиация у нас была. В 1980-90-е годы самолеты перевозили довольно большое число пассажиров. Летали в Уфу из отдаленных районов республики. С некоторых площадок самолеты ежедневно совершали по два-три рейса в Уфу. Регулярное воздушное сообщение было налажено с Сибаем, Белорецком, Стерлитамаком... В то время это был простой и быстрый способ добраться до нужного места за короткое время. Кроме того, из того же Белорецка можно было вылететь в Москву.
«Уфимские авиалинии» – единственная авиакомпания в республике, которая выполняет регулярные полеты по оказанию срочной медицинской помощи населению. Именно они спасают людей, доставляя врачей в труднодоступные места, транспортируя больных в уфимские клиники.
Кроме того, малые суда «Уфимских авиалиний» в некоторых случаях занимаются перевозкой пассажиров и грузов, патрулированием нефте-, газо-, продуктопроводов, линий электропередач с возможными посадками на трассе, выполняют авиационно-химические работы.
К возможностям малой авиации обращаются только в некоторых случаях. Как только российскую экономику начало трясти, малая авиация оказалась не у дел. Когда-то в республике было 188 взлетно-посадочных площадок и 30 аэродромов. Сегодня местные аэропорты перешли в разряд посадочных площадок. «Уфимские авиалинии» их эксплуатируют, самолеты здесь садятся. Однако пассажиров на них высаживать нельзя: есть определенные требования по обеспечению безопасности полетов. Должна работать инфраструктура аэродрома: диспетчерская, радиотехнические средства, освещение взлетно-посадочной полосы...
«Авиация – отрасль довольно дорогая. Стоимость одного летного часа начинается примерно от 15 тысяч рублей. И без государственных дотаций малой авиации не выжить. Существуют определенные коммерческие риски: например, на рентабельность можно выйти лишь при 100-процентной заполняемости. К тому же нужно, чтобы рейсы эти были регулярными. Без поддержки правительства тут никак не обойтись. Раньше мы занимались пассажирскими перевозками. Правда, тогда и заполняемость была 100-процентной», – рассказывает заместитель директора «Уфимских авиалиний» Борис Шангариев.
Власти регионов не смогут обойтись без помощи государства в вопросах организации местного авиасообщения – такой вывод сделали и участники конференции по проблемам развития малой авиации, прошедшей в Твери.
В России действует уже девять региональных программ по развитию авиаперевозок. Однако объемы использования малой авиации (кукурузники и вертолеты) несопоставимы с прежними временами. В одночасье восстановить разрушенную систему, конечно, невозможно. Однако затягивать с решением проблемы тоже нельзя. Потребность в малых летных судах у российских регионов огромная. С их помощью можно вести воздушное патрулирование местности, тушить лесные пожары, проводить экскурсии и экстренную госпитализацию. Кроме того, в труднодоступных районах, которых в стране еще предостаточно, вертолет или самолет – зачастую единственный вид транспорта и канал снабжения. На периферии нужны также посадочные площадки для вертолетов. Недавняя трагедия «Невского экспресса» наглядно показала, насколько это важно.
Конкуренцию малым самолетам в свое время составил автомобильный транспорт. Если когда-то республиканские дороги были не в самом хорошем состоянии, и добраться до отдаленных районов было очень непросто, то сегодня построены и дороги, и мосты.
Считалось, что, если имеется развитая транспортная инфраструктура, нет большой необходимости в путешествиях по воздуху.
«Однако вскоре стало понятно, что есть еще один ценный ресурс: время. Сегодня оно очень дорогое. Добираться до места на автомобиле в течение нескольких часов или прилететь за 50 минут – это большая разница. Кроме того, сегодня есть люди, которые летают на далекие расстояния и хотят преодолевать их быстро. Получается, что человек прилетает в Уфу из Италии за три часа. И сколько он потом будет добираться до Белорецка?» – рассуждает заместитель директора по связям с общественностью Аэропорта «Уфа» Тагир Мухаметшин.
Сегодня правительство Башкирии уделяет большое внимание развитию малой гражданской авиации. Выделены большие средства на покупку техники.
В прошлом году правительство Башкирии учредило республиканскую авиакомпанию «Аркаим». На ее создание из бюджета республики выделено пять миллиардов рублей. Новая авиакомпания должна возродить существовавшие внутри Башкирии маршруты.
Интерес к этой теме вполне объясним, считает Борис Шангариев. «В России без малой авиации никак нельзя. С нашими огромными расстояниями просто невозможно не летать», – уверен он.
На северо-востоке к тому же еще труднодоступные горы. В свое время в республике удалось сохранить санитарную авиацию. «Роскошь» летать к пациентам сейчас могут себе позволить немногие регионы.
«Получив вызов, мы можем за 40-50 минут доставить опытнейших врачей в любой район республики или привезти в Уфу пациента. И через каких-то два часа ребеночек из Учалов уже доставлен в современную, хорошо оснащенную больницу», – говорит Борис Назирович.
Чешские самолеты малой вместимости в республику поступили еще в конце 2009 года. Однако осенний рейс так и не состоялся.
«Создать местную авиацию планируем к марту, – с сожалением заметил премьер-министр Правительства РБ Раиль Сарбаев. – Большую часть затрат мы уже сделали. Назначенных директоров аэропортов направили в Академию авиации на учебу. К сожалению, это затратная программа».
Кроме населенных пунктов республики самолеты малой гражданской авиации будут совершать межрегиональные перелеты в Самару, Казань, Пермь, Челябинск.
«Инвестиционная привлекательность, мобильность, межрегиональное и межгосударственное общение дадут возможность привлечения дополнительных инвестиций», – считает башкирский премьер.
По словам главы администрации Нефтекамска Олега Руденко, появление воздушного сообщения на северо-западе республики откроет дополнительные возможности для развития бизнеса в регионе: «Аэропорт Нефтекамска не эксплуатировался 10 лет. А сегодня мы устанавливаем здесь современное навигационное оборудование. Открытие аэропорта даст новые рабочие места и увеличит деловую активность населения».
Без малой авиации невозможно и развитие туризма. Ведь многочасовые переезды мало кому приятны.
Начала полетов в республике авиаторы ждут с нетерпением. «На имеющиеся объемы гражданских перевозок пилотов хватит. Сегодня идет реорганизация в большой авиации, пилоты пересаживаются на более экономичные «Боинги» и «Аэробусы». Для полетов на них нужно меньше пилотов. В итоге высвобождается целая армия штурманов и бортмехаников. После переподготовки они могли бы пересесть за штурвалы малых судов», – говорят они.
И ждут команды на взлет.