В республике увеличилось число чрезвычайных происшествий с участием детей. Ежедневно вопросами безопасности маленьких занимается множество ведомств, но и вместе взятые они не могут заменить внимания родителей. Родители же часто заняты зарабатыванием денег, и времени на воспитание ребенка у них хронически не хватает.
Два дня назад старшеклассники устроили драку в Демском районе Уфы. Один из участников конфликта оказался в больнице – противник нанес ему три ножевых ранения в грудную клетку и живот. Худшее позади – врачам удалось спасти мальчика. Однако вопрос, откуда такая жестокость в детях, остается без ответа. Неужели нельзя было драться на кулаках, как раньше? Зачем 15-летний подросток захватил с собой нож?
Вчера мама привела в травмпункт трехлетнюю кроху. Оказалось, другая девочка укусила подружку за нос в детском саду. Примирения родители достигли, однако рана теперь заживет нескоро. Возможно, родители просто не успели объяснить ребенку, что кусаться нехорошо.
Благодаря профилактическим мероприятиям в Уфе удалось снизить количество преступлений, совершенных подростками. За десять месяцев этого года милиция зарегистрировала 386 случаев противоправных действий несовершеннолетних. УВД Уфы только профилактические рейды проводит дважды в неделю.
Сотрудники милиции посещают школы, семьи, работают с подростками, попавшими в поле зрения правоохранительных органов. Показательно, что малолетние преступники – это в основном дети из неблагополучных семей. Благодаря усилиям милиции уже на протяжении пяти лет удается сдерживать рост подростковых преступлений, говорит старший инспектор по делам несовершеннолетних УВД Уфы Лилия Макаева.
Благодаря инициативе башкирского госнаркоконтроля в школах начали проводить тестирование старшеклассников на наркозависимость. Работает с детьми и республиканская ГИБДД: в школах и даже детских садах проходят встречи с работниками инспекции.
В последнее время одним из средств защиты на дороге стал «фликер» – специальное приспособление из световозвращающего материала. Отражающийся свет фар на одежде человека, принудительно заставляет водителя снизить скорость. Нашивные шевроны, различные наклейки, брелоки могут существенно повысить видимость ребенка на дороге и даже спасти ему жизнь.
И все же объединенные усилия всех силовых ведомств республики не смогут защитить ребенка, если о его безопасности не слишком беспокоятся родители. Особенно если ребенок маленький. Малыши ведь часто попадают в беду и из-за собственной любознательности.
«Маленькие дети требуют постоянного присмотра. Все несчастные случаи происходят с ними при пожарах, на воде как летом, так и зимой, когда дети остаются наедине со своими нередко опасными для жизни играми», – предостерегает сотрудник пресс-службы ГУ МЧС России по РБ Марат Бурханов.
На этой неделе произошел несчастный случай в Татышлинском районе. Двое маленьких детей двух и пяти лет остались без присмотра. Дети бегали во дворе. На беду накануне в личном хозяйстве резали гусей, и для полоскания тушек сделали прорубь в речке, протекающей около дома. Увлеченная игрой младшая девочка поскользнулась и упала в прорубь. Брат сразу же побежал за бабушкой, но малышку уже нельзя было спасти.
Частыми виновниками домашних пожаров оказываются дети. На прошлой неделе малолетний мальчик поджег квартиру, пока бабушка была в ванной. В понедельник в Аскинском районе двое братьев пяти и семи лет подожгли дом, пока родители работали и занимались домашними делами. В обоих случаях все остались живы, однако пожаров можно было избежать, будь взрослые внимательнее.
«Я постоянно задаюсь вопросом: чем бы моим детям заняться после уроков, кроме того, как добросовестно сделать домашнее задание? Проще, когда у тебя один ребенок. А вот когда у тебя близнецы, невольно задумываешься – чем бы их занять полезным. Понятно, что после школы мои дети или сразу стремятся на улицу или садятся за компьютер. Не знаю, как другие родители, но я в панике. У меня единственная мысль: надо немедленно записать в какую-нибудь спортивную секцию. Поколение 70-х с ностальгией вспоминает, как много в их время было бесплатных кружков и секций.
Правда, во всех общеобразовательных школах есть бесплатные кружки и секции. Но, как мне рассказывала мама одной четвероклассницы, занятия для детей и в общеобразовательных школах далеко не бесплатные. За месяц занятий танцами она платит до полутора тысяч рублей. Кроме того, шьет костюмы, покупает реквизит для сцены. Тренеры больше смотрят не на самих детей, – возмущаются мамы и папы, – а на наши кошельки», – рассказывает мама десятилетних близнецов Ольга Коваленко.
Ежедневно в больницы поступают сотни детей с травмами полученными на дворовых, игровых площадках. Тем временем в микрорайоне Южный уже несколько лет брошена стройплощадка.
«Я каждый день прохожу мимо этой стройки. Забор здесь остался, но охраны нет никакой. Мальчишки пролезают и играют среди торчащих арматурных прутьев, битого стекла. Родителям, по-видимому, нет до этого никакого дела», – возмущается уфимка Лилия Гареева.
В Республиканском ожоговом центре больницы №18 сегодня 12 маленьких пациентов. Большинству из них не исполнилось и трех лет.
«Среди наших пациентов стало гораздо больше маленьких детей в возрасте до трех лет, несмотря на то, что почти все мамы не работают. Основная причина ожогов – отсутствие родительского надзора. Чаще всего дети обжигаются не пиротехникой, не во время пожаров, а дома горячими жидкостями. Вопиющая ситуация складывается с электрическими чайниками. Они стоят на столе, дети дотягиваются до шнура – и опрокидывают на себя. Еще бывает, люди кипятят горячую воду, и дети падают в тазы с кипятком или опрокидывают их на себя с плиты», – рассказывает врач-травматолог Республиканского ожогового центра городской клинической больницы №18 Александр Крыкля.
Сейчас в отделении два тяжелых ребенка: с сентября лечится шестилетняя девочка, у которой дома от плиты загорелось платьице, и мальчик, которому не исполнилось и трех лет, обварившийся кипятком. У первого ребенка обожжены 60% поверхности тела, у мальчика – 40%.
«Дети – это наша жизнь, и сердце кровью обливается, когда сталкиваешься с ужасными происшествиями, в которых потерпевшими оказываются дети, – говорит сотрудник УВД Уфы Юлия Салимгареева. – От нас зависит будущее детей. И никакие кризисные явления, нехватка денег не могут заменить ту радость, которую мы испытываем, видя глаза наших детей. Кто-то ищет счастье в деньгах, вещах, но на самом деле оно в людях. Дети нуждаются в нашей опеке, и заниматься ими нужно не от случая к случаю, а каждый день».