Сегодня в Уфе стартует социальная акция судебных приставов. Фотографии неплательщиков алиментов, их имена и фамилии будут показывать на всех экранах в городском транспорте. Также будет размещен телефон, по которому сможет позвонить любой, кто знает о местонахождении горе-алиментщика. «Мы пробуем различные способы достучаться до злостных неплательщиков. Для этого ролика мы выбрали 15 человек, у которых задолженности по алиментам на весьма крупные суммы. У некоторых размер долга составляет больше 500 тысяч рублей», – рассказывает сотрудник пресс-службы УФССП России по РБ Роза Билецкая.
«Таким образом мы хотим воззвать к совести людей, забывших про свой родительский долг, – говорит глава Управления Федеральной ССП по РБ Зариф Байгускаров. – Хочется надеяться, что данная мера окажется действенной, ведь взыскание задолженностей по алиментам не просто головная боль приставов, но также и судьбы многих женщин, которые воспитывают детей в одиночку».
А ведь статистика неутешительная... Только за несколько минувших месяцев в подразделениях службы на исполнении находилось 43 тысячи производств о взыскании алиментов. Из них закончены были только 11 535 дел, а это меньше половины. Причем 7591 человек выплатил свои долги детям добровольно. А две тысячи нерадивых родителей находятся в розыске. Учитывая, что Башкирское Управление Федеральной службы судебных приставов по применению мер уголовно-правового воздействия на злостных неплательщиков алиментов занимает первое место в Приволжском федеральном округе и пятое место среди всех территориальных органов ФССП России.
На сегодняшний день большое количество исполнений направлено в бухгалтерию по месту работы должников, за которых приставы взялись серьезно. Неплательщиков не выпускают за границу и вылавливают прямо в аэропорту. С начала 2009 года в отношении 520 должников в республике вынесены постановления о временном ограничении права на выезд за пределы РФ. Их общий долг по алиментам составил 75 миллионов рублей!
Во имя борьбы с неплатежами в российских городах проводятся самые разные акции. Так, на улицах Казани уже начали появляться плакаты с фотографиями детей, фамилиями их отцов и надписью: «Их папа не платит алименты». Татарстанское управление федеральной службы судебных приставов предложило матерям, которые не могут добиться уплаты алиментов, делать заявки на изготовление плакатов с фотографиями их детей. С заявительниц берут письменное разрешение на публикацию информации о семье. Первый плакат, посвященный неуплате алиментов, был установлен около Казанского железнодорожного вокзала. На нем – две девочки-близняшки. Реакция общественности была неоднозначна. Одни считали, что это сугубо личные отношения. Другие предлагали завешать всю республику фамилиями должников.
В будущем, возможно, и наши приставы воспользуются практикой коллег из Татарстана. «Правда, вряд ли возможно будет разбудить совесть злостного неплательщика детскими фото, если у него при виде своего ребенка в реальности сердце не дрогнуло, то вряд ли фотография поможет», – говорит Роза Фанузовна.
Психолог, врач, заведующая отделом детской офтальмологии отделения психофизиологической коррекции и реабилитации Всероссийского центра глазной и пластической хирургии Гульнара Резбаева считает, что такую практику ни в коем случае нельзя применять. «Не нужно вмешивать детей во взрослые отношения. Что бы не происходило между взрослыми людьми, в какие бы игры они не играли, не нужно портить психику ребенка и использовать его фотографию как инструмент выбивания денег. Это неправильно».
А вот в Москве судебные приставы нашли поддержку даже у священников. Протокол взаимодействия подписали ФССП и Синодальный отдел Московского патриархата. От церкви алиментщику, видимо, действительно, не скрыться. Служители бога готовы не только помочь приставам, но и помирить стороны. По словам председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, протоирея Дмитрия Смирнова, «невыполнение решения судебного очень часто связано, например, с ссорой двух людей, например, бывших мужа и жены. И уже есть примеры, когда с помощью священника удалось эту ссору устранить... И также по разным причинам когда люди не исполняют это решение, можно воздействовать на их совесть. Для этого священник очень уместен здесь».
«Желающие прийти по собственному желанию вряд ли будут», – сказал в интервью президент Международного коммерческого банка Дмитрий Шевелев. «Кто-нибудь придет на эту проповедь? Позвать и как-то человека укорить в том, что он что-то неправильно делает – это их право. Ну, а судебные приставы где будут караулить? У церквей? Если судебные приставы могут только по исполнительному листу приходить и изымать то, что не принадлежит коммерсантам – это нормально, если это позволяет судебная практика и юридическая».
Что же касается юридической правомочности показа роликов, то адвокат Юрий Наумов пояснил, что в данном случае речь не идет о вмешательстве в личную жизнь.
«Когда человек задолжал по алиментам, он нарушил права своих детей. В этом случае общество просто встает на их защиту. Ни о какой неприкосновенности личной жизни речь уже не идет», – комментирует ситуацию Юрий Петрович.
И как показывает практика, прилюдное выколачивание долгов пока остается единственной эффективной мерой воздействия на злостных неплательщиков алиментов.