Ежегодно гибнут 30 тысяч молодых людей... Это не сводки с фронта боевых действий, не статистика ДТП... Это жертвы радости и кайфа, полученного от употребления наркотиков...
«Российское общество ежегодно теряет от афганского героина 30 тысяч молодых жизней. Мы имеем сегодня полное право считать поток афганских опиатов в Россию вторым изданием опиумных войн середины позапрошлого века, когда Китай с его древней цивилизацией за счет массового ввоза британцами опиума из Индии буквально за десяток лет был превращен в гигантский наркорынок и тотальную сеть притонов, что поставило китайцев как нацию на грань вымирания!» – так высказался на днях директор ФСКН России Виктор Иванов.
И сказать, что зло, под названием «наркомания» обошло нашу республику стороной, нельзя никак. Число наркоманов в республике давно перевалило за тысячу... Впрочем, почти столько же действует и реабилитационных центров, некоторые из которых просто зарабатывают деньги на чужом горе, другие же – действительно помогают... Только вот ненадолго...
«Употребление наркотиков – вражда с Богом... Наркоман становится настоящим рабом дьявола: злобным, агрессивным, настоящим дикарем, – рассказывает отец Роман Тарасов, который вот уже несколько лет возглавляет отдел по борьбе с наркоманией Уфимской епархии. – Единственный способ излечения – это Божья помощь. Все реабилитационные центры могут снять ломку, временно изолировать от окружения, могут сделать так, чтобы человек не кололся какое-то время, но излечить его не могут. Они не изменяют мировоззрение человека. Наша же задача – именно изменить мировоззрение, объяснить ему, что наркотики – страшный грех».
Ведь у церкви есть огромный опыт борьбы со страстями, почти две тысячи лет, продолжает священнослужитель. «Страсть к наркотикам сродни страсти блудить, болтать и так далее. Принцип их формирования и преодоления в основном одинаковый, хотя есть, конечно, свои специфические особенности...» – говорит отец Роман.
Бороться с наркоманией церковь предлагает с помощью молитвы, изучения священного писания и посильного послушания, то есть труда.
А после дело выбора самого человека – кто-то идет с Богом, кто-то нет...
«Мы стремимся к тому, чтобы после реабилитации люди выходили не зомбированными фанатиками, а социально адаптированными людьми, возвращаем человека в семью. У нас есть человек, который принимал наркотики 11 лет, а потом излечился. Не только не употребляет наркотики, но и не пьет, не курит, не сквернословит... Сейчас он активно помогает нам излечивать других. Не каждый готов говорить со священником или идти в церковь, а с ним разговаривают... Помогают нам и другие выздоровевшие», – продолжает священник.
Но просто вылечить человека нельзя. Надо устранить саму причину. К сожалению, сейчас наркотики порой достать также просто, как приобрести буханку хлеба.
Только в прошлом году силами наркополицейских было ликвидировано свыше 90 притонов, в которых в большинстве случаев изготавливали один из самых опасных на сегодня наркотиков – дезоморфин, который в считанные месяцы разрушает организм человека.
Дезоморфин, или, как его называют наркоманы, «крокодил», синтетический наркотик, намного сильнее героина, созданный на погибель тысячам людей «очумелыми ручками» некоего любителя химических экспериментов. Последствия его потребления поистине ужасны и печальны. Человек сгнивает изнутри буквально за один год. Однако это, к сожалению, не останавливает наркоманов, потребляющих жуткое варево, в состав которого входят даже такие вещества, как соляная кислота и бензин.
«Разочек вставлюсь, а там видно будет... Кайф слеганца пощупаю... Только разок – просто науку пробью, а из напряга, если что, вырулю... Не впервой – и не из такой беды выруливал... В жизни нужно попробовать всё, приколюсь разочек и всё», – так объяснил свое стремление попробовать дезоморфин один из потребителей, которые представился Костей.
А уже через несколько месяцев притон стал его родным домом. Квартира, не знавшая ремонта много лет, грязная, пропитанная запахом химии, была местом, где любители дезоморфина варили и потребляли это наркотическое вещество. Хозяин квартиры сдавал ее внаем для приготовления «крокодила» наркоманам и вместе с ними не один месяц принимал наркотики. 50-летний содержатель наркопритона не стал отпираться, что в квартире потребляют дезоморфин. Впрочем, доказательства этому можно обнаружить, заглянув на кухню, где повсюду находились шприцы с остатками наркотика, различные приспособления для приготовления дезоморфина, а на газовой плите варилось смертельное зелье.
И самое страшное, что этот процесс видит трехлетний ребенок, мать и отец которого каждый день приводят в дом наркоманов. Поистине жалкое и жуткое зрелище – ребенок, сидящий у гниющих ног своей наркозависимой матери.
Именно такую картину застали наркополицейские, когда, говоря сухим языком протокола, проводили следственные мероприятия.
«Были изъяты шприцы с остатками наркотика, средства и вещества для его приготовления. Согласно статье 232 Уголовного кодекса России, организаторов притона ждет суровое наказание – до четырех лет лишения свободы», – сообщает сотрудник пресс-службы УФСКН России по РБ Роман Покотило.
А на днях вздохнули спокойно жители уфимского дома №15 по улице Софьи Перовской. Наркополицией Башкортостана ликвидирован еще один притон, в котором регулярно собирались наркоманы всего микрорайона.
На 32-летнего наркомана ранее поступала жалоба по телефону доверия наркополиции. Профилактические меры не воздействовали на притоносодержателя. Безработный, очевидно, к предупреждению отнесся с сомнением и с героина переориентировался на более убийственный наркотик, который, как известно, в течение года гораздо быстрее приближает смерть человека.
Жена с малолетним ребенком старалась не появляться дома, а проживающие вместе с ним престарелые родители уже отчаялись как-либо помочь своему сыну: «Три раза мы его отправляли лечиться – бесполезно. Сейчас мы даже не подходим на звонок в дверь. К сыну приходят только наркоманы, чтобы в комнате Игоря приготовить новую дозу».
Не повезло и квартирантам, снимающим одну из трех комнат данной квартиры. Ежедневно молодой семье приходилось лицезреть неадекватные физиономии наркозависимых и вдыхать малоприятные запахи специфических ингридиентов.
В момент неожиданного визита наркополиции в квартире кроме хозяина находились пятеро граждан, успевших принять наркотики.
«В ходе проведенного в рамках возбужденного уголовного дела по ст. 232 Уголовного кодекса России обыска в комнате притоносодержателя обнаружены остаточные следы дезоморфина, прекурсоры и приспособления для изготовления наркотиков. Дальнейшую судьбу Игоря определит суд», – сообщает сотрудник пресс-службы УФСКН России по РБ Константин Максимов.
С начала года наркополицией Башкортостана ликвидировано еще более 50 наркопритонов, из которых в 80% случаев изготавливался дезоморфин. Вместе с тем из 45 вынесенных судами в 2008 году приговоров в отношении содержателей притонов лишь 20 обвиняемых приговорены к реальному лишению свободы, остальные отделались условным наказанием. И кто знает, где они сейчас и не заняты ли приготовлением очередной дозы ядовитого «крокодила»?
Да что отдельные квартиры! В Уфе целый микрорайон считается наркопритоном. На первый взгляд, обычные девятиэтажки. Только славятся они тем, что здесь торговля наркотиками идет круглосуточно. Об этом давно знают и милиционеры, и врачи, а обыватели прозвали это место «цыганскими дворами». И много лет никто ничего не может с этим поделать.
«У нас в районе каждый знает, где можно купить «травку» или героин, – рассказывает жительница одного из домов на улице Ушакова воспитатель Елена Гареева. – Сам момент купли-продажи мы можем наблюдать даже из окон собственных квартир. Детей страшно одних в школу отпускать. Кругом шприцы валяются, наркоманы за зельем приезжают. Да мы и наркобаронов всех чуть ли не в лицо знаем».
«Цыганские дворы» прославились в конце 80-х годов, когда цыгане, появившиеся в Уфе после ВОВ, стали приторговывать марихуаной, потом ассортимент пополнился анашой, опием и героином, который впоследствии стал лидером продаж среди наркоманов.
Так в чем дело? Почему закрывается столько притонов, а наркотики просто заполоняют город? Почему в одном из развлекательных клубов даже не ставят замки на двери туалетов, потому что их постоянно вышибают представители спецслужб, когда ловят очередных любителей понюхать кокаин?
Мы уже писали о том, что в марте 2007 года при попытке ввоза в столицу республики особо крупной партии героина из Челябинской области оперативники управления ФСКН России по РБ задержали целую группу наркотовговцев.
И хотя официально заправляла бизнесом некая тетя Катя, а самые маленькие члены семейства выступали в роли розничных продавцов, основным поставщиком «зелья» в Уфу был широкоизвестный в узких кругах наркобарон.
Именно ему передали сверток с 425 граммами героина, которые он спрятал под сиденье автомобиля нанятого водителя, 25-летнего уфимца, уверяют сотрудники госнаркокотроля.
Уголовное дело в отношении наркогруппировки было направлено для рассмотрения в Иглинский районный суд, сообщает сотрудник пресс-службы УФСКН России по РБ Константин Максимов.
Однако суд переквалифицировал обвинение. И оказалось, что известный наркоторговец, цыганский барон, тут вообще ни при чем. Преступление спланировал и осуществил один человек – наркозависимый водитель. А представители цыганской национальности виновны только в том, что не сообщили об этом в милицию.
Что это – несовершенство законодательства? Ловкость адвоката? Деньги? Все сразу?
Поэтому не случайным был вопрос к заместителю начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан Виталию Мартынову: «Не бывает ли у вас порой ощущения, что вы, как Дон Кихот, сражаетесь с ветряными мельницами? Наркотики сегодня настолько многообразны и распространены, что бороться с ними почти бесполезно».
На что он совершенно искренне и честно ответил: «Мы не собираемся, как страус, прятать голову в песок и разводить руками. Ввиду того, что любая работа, направленная на борьбу с этим зельем, в конечном итоге приносит позитивные результаты. А быть в стороне от этой проблемы я не могу и не имею права как гражданин Российской Федерации, как офицер, как отец и дед».
Сегодня, 26 июня, во всем мире отмечается Международный день борьбы против злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. История борьбы с распространением наркотиков или, по крайней мере, попыток как-то контролировать их оборот насчитывает уже почти 100 лет. Тогда Шанхайская опиумная комиссия, участие в работе которой приняли 13 стран, в том числе Россия, пыталась найти пути ограничения ввоза наркотиков из азиатских стран. Но, к сожалению, и сегодня, спустя почти век, мы все так же далеки от решения проблемы.