Город Тимур Валиуллин, коммерческий директор холдинга «ТрансТехСервис»: «Страшен не сам кризис, а ситуация неопределенности»

Тимур Валиуллин, коммерческий директор холдинга «ТрансТехСервис»: «Страшен не сам кризис, а ситуация неопределенности»

" src=

Что-то уже поднадоела всеобщая паранойя по поводу кризиса. Приходишь на работу и обязательно кто-нибудь настроение испортит очередным упоминанием о том, как все плохо и что везде кризис. Причем в большинстве своем слышишь это от людей, которые как работали, так и продолжают работать. Лишь у некоторых немного урезали зарплату, а остальные в полном здравии. Спорить не буду, времена сейчас непростые.

Узнать подробнее текущую ситуацию в бизнесе мы решили у коммерческого директора холдинга «ТрансТехСервис» Тимура Валиуллина.

– Здравствуйте, Тимур Ирекович. Клянемся говорить только правду?

– Безусловно.

– Договорились! А так ли страшен он?

– Кризис всегда страшен своей непредсказуемостью. Так что страшен не сам кризис, а ситуация неопределенности. Исходя из этого, люди боятся делать дорогие покупки и брать кредиты из-за неуверенности в завтрашнем дне. Сохранится ли заработная плата, сохранится ли рабочее место и так далее? Но во всем нужно искать свои плюсы. Если говорить о покупке автомобилей, то сейчас это можно рассматривать как выгодное вложение средств. Мы все понимаем, что девальвация рубля будет продолжаться. В то же время автомобильный рынок обладает определенной инерцией.

Цены на автомобили растут со значительным временным отставанием от падения курса рубля. Например, до конца марта, покупая автомобили премиум-марок (в частности BMW, Land Rover), покупатель экономит до 20% стоимости автомобиля, так как в четвертом квартале прошлого года были созданы значительные запасы автомобилей по старым ценам. Во втором квартале цены неизбежно вырастут более чем на 20% из-за роста курса евро, повышения таможенных пошлин. Учитывая потерю в цене после года эксплуатации автомобиля около 20% и прогнозируемый дальнейший рост цен, через год данный автомобиль можно будет продать за ту же цену или даже дороже, при том, что есть возможность насладиться эксплуатацией качественного автомобиля.

" src=

– Скажите, с какими результатами закончила компания «ТрансТехСервис» прошлый год? Насколько я знаю, было введено в эксплуатацию много новых дилерских центров?

– Прошлый год мы закончили с продажей 31 571 автомобиля, из которых 30 311 – иномарки. Это на 26% больше, чем в 2007 году. Наша доля рынка в продажах всех иномарок России составила 1,5%. Это говорит о том, что каждый 66 автомобиль в России приобретается в нашей компании. В 2008 году мы ввели в эксплуатацию девять автоцентров, из которых три в городе Уфе на улице Жукова. Основная цель строительства новых автоцентров – увеличение мощностей сервиса и повышение комфорта клиентов при покупке и обслуживании автомобилей. В связи с тем, что парк машин рос значительно быстрее появления дополнительных сервисных мощностей, появлялись очереди, что, конечно же, вызывало негатив со стороны клиентов. Сейчас почти во всех городах нашего присутствия практически в любой сервисный центр можно попасть без очереди или время ожидания будет минимальным.

– Как я понимаю, деньги на это потратили немалые. А как же сейчас, ведь их нужно возвращать?

– Строительство нового автоцентра, действительно, очень затратно. Ведь при строительстве дилерского центра мы вынуждены придерживаться стандартов соответствующего производителя, использовать высококачественные материалы, закупать дорогостоящее оборудование для обеспечения максимального качества и объема предоставляемых клиентам услуг. Только за прошлый год инвестиции составили не один миллиард рублей. Возврат инвестиций в строительство нового центра даже в стабильные времена зачастую превышает 7-10 лет. Говорить сейчас об окупаемости очень сложно, так как никто не может спрогнозировать, как себя поведет рынок завтра.

– На мой взгляд, прослеживается тенденция – те компании, которые последние два года наиболее динамично развивались, сейчас в «прединфарктном» состоянии? Так ли это? Кредиты давят?

" src=

– Это не совсем так. В «прединфарктном» состоянии находятся в первую очередь не те, кто наиболее динамично развивались, а те, кто не рассчитывали трезво свои возможности. Хотя, конечно же, любое развитие предусматривает привлечение заемных средств, так как норма прибыли в автомобильном бизнесе очень низкая и за счет своей прибыли развиваться динамично очень сложно. Примеров динамично развивающихся компаний, которые пока не находятся на грани банкротства также очень много: помимо нашей компании, это московские холдинги «Автомир», «Рольф» и много других.

– Как вы оцениваете, холдинг «ТрансТехСервис» прошел критическую точку невозвращения? Если сформулировать точнее, «будет жить»?

– Знать бы, где эта «точка невозвращения». Это как ожидание пресловутого «дна кризиса». Если же говорить серьезно, то мы предприняли и далее будем предпринимать все возможные антикризисные меры для того, чтобы выжить. По стабильности, которая рассчитывается на основании финансовых показателей деятельности, мы входим в 25% самых стабильных компаний отрасли. Дальше все будет зависеть от рынка.

– Автомобильный бизнес прибыльный во всем мире. А как же у нас?

– У нас он также прибыльный, иначе бы им просто не занимались. Но, как я уже говорил ранее – норма прибыли настолько низка, что малейшее потрясение рынка и изменение спроса приводит к значительным убыткам.

– Итак, дилеры работают, машины в салонах. А что за истории с ПТС? Какие-то залоги, перезалоги. Купил машину, а тебе ксерокопию какую-то дают.

– Ну, это в последнее время происходит повсеместно. Бывает, что покупатели неделями, а то и месяцами не могут получить оригинал ПТС. А если автомобиль куплен в кредит, то вдвойне обидно – платишь взносы, проценты, а эксплуатировать автомобиль не можешь. Причин задержек ПТС несколько.

" src=

Во-первых, многие представительства поставляют дилерам автомобили с копиями ПТС и оригиналы ПТС пересылают позже курьерской службой. И в данной ситуации срок ожидания ПТС с момента обращения клиента за покупкой до получения полного пакета документов не должен составлять более пяти дней. Это нормальный срок. Намного хуже, если дилер имеет долги по оплате перед представительством. То есть берет у клиентов деньги за автомобиль, а импортеру или производителю деньги не перечисляет, решая на эти деньги свои проблемы (как правило, погашая собственную задолженность) или говоря простым языком «крутит деньги» или платит за другие автомобили, обязательства по оплате которых возникла раньше. Эта проблема решается проще – стоит чуть настойчивее отстаивать свои требования, и, если у дилера не «прединфарктное состояние», ПТС вам рано или поздно предоставят.

Вторая, наиболее частая и сложная ситуация, когда автомобили находятся в залоге у банка за взятые автодилерами кредиты. Если кредит был взят только на закупку автомобилей, то здесь еще есть возможность деньгами, полученными от клиента, погасить кредит банку на сумму заложенного автомобиля и забрать ПТС. Но часто такой возможности просто нет, и в первую очередь погашаются кредиты, не обеспеченные качественным залогом, так как требования банков ужесточаются, да и беззалоговый кредит (если еще где-то он возможен) значительно дороже. Поэтому при покупке автомобиля нужно обязательно интересоваться сроком получения ПТС, если его нет в наличии. Мы, например, следим, чтобы ПТС в наших автосалонах либо выдавался сразу, либо срок ожидания не превышал пять дней, так как решение краткосрочных финансовых задач может обернуться большими потерями в будущем. Ведь репутация создается годами, а разрушается за несколько дней.

– Ничего плохого не слышал про вашу компанию, но хотелось спросить, а у вас проблемы с отсутствием документов, со сроками доставки машин клиентам есть?

– По документам я уже ответил чуть раньше. А по срокам доставки – задержки мы, конечно же, не допускаем. Но если автомобиль заказывается в производство на три месяца вперед, то возможно изменение сроков поставки из-за задержки производства, задержки паромов (если машины из Японии или Кореи), задержки автовозов, задержек на таможне, транзитных складах и так далее. Но даже при всех этих факторах срок поставки может меняться максимум плюс-минус один месяц.

– Какой процент от общего количества проданных до сентября прошлого года машин составляли автомобили, купленные в кредит?

– За девять месяцев прошлого года доля автомобилей купленных в кредит составляла 43%, а в некоторые месяцы достигала и 50%.

– Довольно много. А что сейчас?

– Сейчас доля кредитных продаж (по результатам января-февраля) составляет всего двять процентов.

– Инфляция в последние годы держалась на уровне 12%, кредиты давались от 14% годовых и выше. Но и машины практически не росли в цене. Сейчас же инфляция растет, цены на машины постоянно корректируются вверх, процентные ставки тоже стали больше, но и продать автомобиль спустя два-три года можно будет по той цене, за которую он был куплен, а не с дисконтом в 20% как раньше. То есть при несложном пересчете покупка в кредит стала не менее выгодна. А в чем тогда проблема? Банки денег людям не дают, или люди не хотят кредиты брать?

– Причин снижения кредитных продаж несколько. Конечно, банки ограничивают выдачу кредитов. Способов много – помимо рыночных, таких как увеличение процентных ставок, увеличение первоначальных взносов, увеличения количества предоставляемых документов и требований к заемщикам, вырос и процент отказа в выдаче кредитов. Следующий фактор – уменьшился и спрос на кредитные продукты из-за удорожания кредитов, неуверенности в завтрашнем дне многих потенциальных заемщиков. Хотя вы правильно отметили, на фоне растущих цен очень выгодно брать рублевые кредиты, даже под высокие проценты, так как рост цен значительно опережает процентную ставку.

– Во всем мире большинство дилерских центров зарабатывают не на продаже машин, а на их сервисном обслуживании. У нас это возможно?

– Сейчас это станет основным способ заработка. Но здесь основную роль играет качество обслуживания. Так что зарабатывать деньги смогут только те дилеры, которые смогут обеспечить максимальное качество как выполняемых работ, так и профессионализма персонала, работающего с клиентами.

– Есть мнение, что если в марте не будет существенного прироста продаж, то и на всем этом годе можно поставить крест. Вы как считаете?

– В марте мы ожидаем прирост продаж, хотя и не думаем, что он будет существенным. Платежеспособный спрос снижается. Основное изменение цен в сторону увеличения произойдет в апреле. Тогда и начнется спад продаж.

– По-моему, холдинг «ТрансТехСервис» реализует порядка 80% всех иностранных автомобильных брендов, присутствующих в нашей стране. Импортеры идут навстречу, помогают дилерам или бросили на произвол судьбы?

– У нас в «портфеле» 22 бренда. Импортеры по-разному решают вопрос сохранения объемов продаж. В первую очередь – это скидки или максимальное по сроку сохранение старых цен. Например, Land Rover создал беспрецедентную ситуацию на рынке: при сохранении цен 2008 года запустил до конца марта программу скидок 200 000 руб. на автомобиль. Многие просто сдерживают рост цен, какие-то импортеры фиксируют курс валюты. Но все эти программы скоро закончатся. Некоторые импортеры идут навстречу дилерам, увеличивая или внедряя программы отсрочек оплаты за автомобили. Но эти отсрочки оплаты тем не менее достаточно короткие и срока отсрочки зачастую не хватает, чтобы реализовать автомобиль при снижении объемов продаж.

– На сайте автомобильного журнала Республики Башкортостан «Иномарка» не так давно был опрос: «С 1 января правительство РФ сроком на восемь месяцев подняло пошлины на новые ввозимые автомобили. Как вы считаете, отменят их спустя восемь месяцев или нет?» Большинство сказало, что наше правительство от лишних денег никогда не отказывалось и не откажется. А ваше мнение? Сильно ли влияют дополнительные пошлины на реализацию машин?

– Думаю, что пошлины не отменят, т.к. влияние российских производителей на экономику России достаточно сильное. Прискорбный факт – вряд ли российские производители воспользуются ситуацией, чтобы сделать свою продукцию более конкурентоспособной. Просто начнут больше зарабатывать денег, поднимая цены вслед за ростом цен на иномарки.

– Ваш прогноз: когда все будет хорошо?

– Сложно прогнозировать, когда наступит «дно кризиса» и дальше начнется только улучшение. Лучше не ждать этого времени, а научиться жить и работать в новых условиях. Вспомните 1999-2000 года. Тогда иномарки были менее доступны, но тем не менее машины продавались. И сейчас люди, привыкшие к комфорту, будут все равно покупать иномарки. Возможно, спрос сместится в пользу менее дорогих модификаций. Например, я езжу на «БМВ» и мне трудно представить, что я пересяду на другую марку автомобиля. Наверное, при следующей смене автомобиля просто буду менее придирчив к количеству опций.

– Вы довольно долго проработали в Уфе. Что для вас Уфа, какую роль уфимские дилерские центры играют в вашей компании?

– Да, в Уфе я проработал более двух лет. Этот город стал мне родным по многим причинам. Во-первых, я познакомился с большим количеством прекрасных людей. У меня и сейчас есть друзья в Уфе, с которыми я поддерживаю связь, но только времени не хватает на полноценное общение. Во-вторых, у Уфы есть свой особенный колорит, да и жители в Уфе особенные. Они более дружелюбные что ли, более открытые. В-третьих, в Уфе я смог испытать радость больших достижений – мы начинали с небольшого арендованного помещения с площадкой по продаже автомобилей и за два года смогли построить несколько автоцентров, войти в группу лидеров по продаже и обслуживанию автомобилей в республике. И в-четвертых, в Уфе на уровне администрации республики и города чувствуется поддержка предпринимательства и создание благоприятного инвестиционного климата. За счет чего город и республика развивается высокими темпами. Наши автоцентры в городе Уфе занимают большую долю продаж в холдинге. Из восьми городов нашего присутствия Уфа по объему продаж занимает второе место после Казани, или 18% от объема продаж по всей компании.

– Спасибо, успехов!

Павел ГОЛУБЕВ
Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления