Не устаем удивляться подчас непонятной для нас милости судей. Так, в июне этого года в суде города Благовещенска рассматривалось дело об убийстве. В квартире дома по улице Социалистической двое молодых людей и девушка устроили посиделки с распитием спиртных напитков. Между девушкой и одним из ее приятелей, кстати, ранее неоднократно судимым, вспыхнула ссора. Рецидивист принялся избивать девушку, а затем напал на нее с ножом, нанеся несколько ранений. Потерпевшая, доставленная в Благовещенскую Центральную районную больницу, скончалась от полученных ран.
Первоначально виновный полностью признавался в совершенном. Факт причинения ножевых ранений подтвердил и другой участник распития, находившейся в квартире. Но на судебном заседании обвиняемый опроверг собственные показания, заявив, что вынужден был оговорить себя.
И тут произошло удивительное дело. То ли Фемида действительно слепа, то ли судья оказалась в весьма благодушном настроении. К удивлению всех участников процесса вершительница правосудия заняла позицию подсудимого, вынесла оправдательный приговор и освободила его из-под стражи, не обращая внимания на свидетельские показания.
Причем, буквально не выходя из зала суда, она нашла виновного – жестокое преступление совершил не кто иной, как гражданин, ранее проходивший по делу в качестве свидетеля, причем служительница Фемиды даже не стала допрашивать свидетеля в судебном заседании. Что подвигло судью на такое решение, выяснить не удалось.
Однако подобная «справедливость» обернулась еще одним не менее жестоким преступлением. На сей раз 18-летний преступник что-то не поделил со своим знакомым и прямо на улице кинулся на своего оппонента с ножом и ударил того в грудь. В данный момент пострадавший находится в больнице.
«По факту возбуждено уголовное дело. Решается вопрос об избрании меры пресечения», – сообщает заместитель руководителя Уфимского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РБ Сергей Хисматуллин.
Кстати, как нам пояснили в Верховном Суде республики, в действиях судьи нет ничего противозаконного: «У нас действует презумпция невиновности: человек невиновен, пока не доказано обратное. Так что, скорее всего, совокупность доказательств показалась судье недостаточной для вынесения обвинительного вердикта. Если кто-либо считает, что в действиях судьи усматривается нарушение существующего законодательства, они могут обратиться с жалобой».
Правда, в последний раз жалоба на действия судьи окончилась громким судебным разбирательством. И в итоге служительница Фемиды получила 10 тысяч рублей в счет возмещения морального ущерба.
Однако не секрет, что условная мера пресечения пользуется большой популярностью у судей.
Конечно, дети все понимают, они более зрелые, чем мы были в их возрасте. Именно поэтому можно говорить об омоложении преступности. Ребенок уже в 12 лет развит не как подросток, и потому стремится вступить в другую, взрослую жизнь. Причем разными способами, иногда и через преступление. Дети не способны фильтровать информацию. Поэтому впитывают весь негатив и по сути копируют поведение экранных героев и переносят его в реальную жизнь», – утверждает специалист высшей категории по работе с молодежью городского центра психолого-медико-социального сопровождения «Индиго» Сания Кашапова, которая уже более 10 лет работает в комиссии по делам несовершеннолетних в администрации Октябрьского района Уфы. За столь долгий период времени она неоднократно убеждалась в том, что число несовершеннолетних рецидивистов увеличивается. Надо сказать, что и совершеннолетние не сразу встают на путь истинный, если вообще когда-нибудь отказываются от прошлого.
Но не все считают, что правосудие такое уж милосердное. Так, недавно президент РФ Дмитрий Медведев в беседе с уполномоченным по правам человека РФ Владимиром Лукиным обсуждал вопрос об отмене такого наказания как лишение свободы для людей повинных в нетяжких преступлениях.
«Полностью согласен с тем, что необходимо продумать иную систему наказаний за нетяжкие преступления, – говорит уполномоченный по правам человека РБ Фатхлислам Тукумбетов. – Думаю, смягчение наказание несколько разрядит существующую ныне ситуацию в следственных изоляторах и исправительных колониях. Ведь по статистике за мелкие нарушения сидят 10-15 процентов от общего числа всех осужденных».
Предлагается заменить лишение свободы штрафом с исправительными работами и так далее. Только вот подействует ли это на нарушителей? Не станет ли это в принципе некоторой легализацией преступления? Покажет только время, а мы надеемся, что жертва человека, который посчитал столь мягкий приговор своеобразной индульгенцией, выйдет из больницы к Новому году.