В конце августа республика жила тревожным ожиданием, начнется ли эпидемия сибирской язвы на территории Башкортостана или нет? Тогда дело ограничилось десятком заболевших людей. К счастью, никто их них не умер. Теперь в суд передано дело жительницы деревни Урал Янаульского района, которая способствовала распространению инфекции, совершив незаконный убой лошади и раздав мясо, не прошедшее ветеринарный контроль. Ей грозит наказание до двух лет лишения свободы.
Напомним, что причиной вспышки заболевания стало непроверенное на вирусы мясо от погибшей лошади. Позже выяснилось, что кобыла могла заразиться на одном из расположенных поблизости скотомогильников.
Прокуратурой Янаульского района была проведена проверка пяти кладбищ крупного рогатого скота, расположенных на территории четырех сельских поселений, по результатам которой было предъявлено пять исков, в том числе и к местным органам самоуправления по поводу их бездействия и прекращения экологически вредной деятельности. Дело в том, что были нарушены ветеринарно-эпидемиологические правила сбора и утилизации биологических отходов, согласно которым, скотомогильник должен располагаться на растоянии не ближе километра от жилых зданий и животноводческих ферм, в 200 метрах от скотопрогонов и пастбищ и в 50-300 метрах от автомобильных и железных дорог.
Территория скотомогильников не была огорожена глухим двухметровым забором, как положено по правилам. Кроме того, с внутренней стороны отсутствовала и траншея шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта.
«Проверка не была связана именно со случаем вспышки заболевания, мы проводили подобную процедуру и за три месяца до этого случая, но администрация не вняла нашим предписаниям», – пояснил нам помощник прокурора Янаульского района Артур Байбурин.
Как считает Артур Фаилевич, если бы был точно установлен скотомогильник, ставший источником вируса, и обнаружена причинно-следственная связь между нарушением содержания скотомогильника и заболеванием людей, то в отношении органов местного самоуправления, в чьем ведении был зафиксирован сей «источник зла» также было бы возбуждено уголовное дело.
Однако, похоже, беда ничему не учит. Мы уже писали о том, что проверка, проведенная прокуратурой Нефтекамска, выявила нарушения исполнения законодательства при обращении с биологическими отходами. С начала года, по данным прокуратуры РБ, это уже седьмой случай, когда были зафиксированы подобные нарушения.
«Ответственность за содержание скотомогильников несут местные органы самоуправления», – поясняет старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина.
По результатам проверок прокуратура выносит предписания, которые не всегда исполняются.
«Раньше не так много внимания уделяли содержанию и эксплуатации могильников, но сейчас подобные проверки просто необходимы. Штраф за незаконное захоронение составляет от 1000 до 2000 рублей для физических лиц и от 10 до 100 тысяч рублей – для юридических, – сообщил нам прокурор Башкирской природохранной прокуратуры Раиль Халиуллин. – Конечно, мы понимаем, что если у человека умерла его любимая кошка, он вряд ли ее отнесет в Спецавтохозяйство и попросит утилизовать. Но если вы собираетесь ее хоронить сами, то хотя бы учитывайте то, что любое мертвое животное – это биологические отходы. Необходимо точно установить причину смерти, чтобы не допустить вспышки эпидемии среди живых».
Согласно данным, представленным старшим государственным инспектором Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Эльмирой Музафиной, всего на территории РБ 1498 официально зарегистрированных скотомогильников, из них два – в Уфе. Также в республике 43 биотермические ямы. Из них едва ли больше половины содержатся в соответствии со всеми правилами. Да и официальными цифрами количество захоронений животных вряд ли ограничивается.
А ведь по сути кладбища животных – биологическое оружие замедленного действия. Мы забываем о том, что наш домашний питомец, умирая, становится источником заразы. Сеющий ветер обычно жнет бурю...
Фото: Фото с сайта Кalegium.org