Рамиль Амирович Хакимов только недавно стал прокурором города. Он долгое время работал в прокуратуре, был прокурором в Уфимской транспортной прокуратуре, а также заместителем руководителя следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по РБ. Сегодня мы решили поближе познакомиться с человеком, который по сути является воплощением борьбы с преступностью в нашем городе.
– Рамиль Амирович, о вас известно не так уж много. Однако помимо послужного списка, нам удалось узнать и то, что вы были профессиональным футболистом. Почему решили переквалифицироваться и стать борцом с преступностью?
– Да, я занимался спортом , профессионально играл за футбольную команду мастеров Стерлитамака «Каучук» и «Содовик» и параллельно учился на заочном отделении в Башкирском государственном университете на юридическом факультете. Мне всегда хотелось заниматься юриспруденцией, работать в области охраны правопорядка.
Понимаете, вечно спортом заниматься нельзя, надо и о будущем думать. Не всем же тренерами быть. (Улыбается.)
После окончания университета я пошел работать в прокуратуру Стерлитамака, совмещал работу и футбол. Правда, пришлось играть уже на любительском уровне: времени не хватало, но в выходные и после работы всегда занимался. Впрочем, играю в футбол до сих пор.
– В республике дело с футболом обстоит не очень хорошо. Профессиональных команд нет. Как к этому относитесь?
– А я создал свою команду, состоящую из сотрудников прокуратуры. Уже несколько лет играем в футбол вместе с коллегами. Я у них и тренер, и капитан.
Команда заявлена на первенство Приволжского округа. В этом году в апреле на стадионе «Динамо» был большой турнир, в котором соревновались команды прокуратуры из разных областей. Участвовали футболисты из Татарстана, Пермского края, Пензенской и Самарской областей, Чувашии и Удмуртии. И команда прокуратуры республики Башкортостана завоевала первое место! В следующем году надеемся повторить успех.
– Вы совсем недавно заняли пост прокурора города. С какими трудностями в работе столкнулись? Были какие-то неожиданности?
– Нет, до этого я был транспортным прокурором, так что работа в принципе знакомая. Особых трудностей нет.
– Какого рода преступления возглавляют рейтинг самых популярных деяний среди уфимцев?
– Больше всего в городе совершается краж, в том числе и квартирных. Но наблюдается тенденция к заметному снижению – их совершено почти на две тысячи эпизодов меньше по сравнению с тем же периодом в прошлом году. В 2007 году за девять месяцев была совершена 8601 кража, а в этом – 6805.
Почти на 1000 уменьшилось и количество преступлений, совершаемых в общественных местах – 6620 и 7345 соответственно.
Сокращается и количество убийств – в прошлом году зафиксировано почти на 20 преступлений больше. Если в 2007 году раскрываемость подобных преступлений была 88 процентов, то в этом уже 98. Раскрываемость изнасилований достигла ста процентов.
– А трудности есть?
– Да, в этом году, к сожалению, увеличилось количество краж транспортных средств. Все мы помним, как в мае этого года один за другим угнали несколько дорогих автомобилей. В этом году зафиксировано 66 краж, по сравнению с прошлым – 63. Впрочем, раскрываемость увеличилась.
Отдельным пунктом стоит и появление фальшивок, которые приносят существенный ущерб экономике и Уфы, и республики, и России. Большинство поддельных купюр производится не на территории Башкортостана. Уже отслежены пути их возникновения. Фальшивки изготавливают в Северо-Кавказском регионе.
По-прежнему остается большой проблемой и наркомания. Особенно удручает то, что большинство наркоманов – это молодежь. Мы ведем большую работу совместно с Госнаркоконтролем, администрацией города, ориентированную на выявление и предупреждение этого поистине мирового зла, которое не обошло стороной наш город. Наркомания страшна тем, что порождает новые преступления. Ради новой дозы наркоман способен украсть, ограбить и даже убить.
Мы ведем бескомпромиссную борьбу со сбытчиками, среди которых, кстати, порой встречаются дети, студенты и молодежь. Обычно их привлекает легкий заработок – передать несколько пакетиков с зельем, совсем не то, что разгружать вагоны. Прокуратура города провела большую работу с сотрудниками милиции вплоть до проведения рейдов по выявлению и прекращению подпольной деятельности по производству наркотиков.
– На что вы обращаете особое внимание?
– Одним из самых приоритетных направлений исходя из указаний руководства и предписаний Генпрокуратуры РФ – это борьба с проявлениями коррупции. Причем это не какие-то кампании, а работа, ведущаяся на постоянной основе. Например, на днях мы проводили координационное совещание правоохранительных органов Уфы с участием глав администрации районов города, с руководством УВД Уфы и территориальных управлений, на котором была проанализирована сегодняшняя ситуация и приняты дальнейшие решения по улучшению работы.
– А не кажется, что борьба с коррупцией – это своего рода борьба с ветряными мельницами?
– Конечно, мы понимаем, что коррупция непобедима, впрочем, как и наркомания, и преступления в целом. Мы не какие-то фантасты, а вполне реально смотрим на вещи. Пока на данный момент речь не идет о полной победе, об этом рано даже думать. У нас работы просто непочатый край. Но будем бороться, будем стремиться к максимальному результату и изменению в целом психологии всего общества. В мире нет ни одной страны, где бы не было преступлений, не было бы коррупции, но не в таких масштабах и проявлениях как сегодня в России. Как не бывает абсолютно здоровых людей, так и не бывает и абсолютно здорового общества.
– В связи с нашумевшими событиями такими, как обвал здания школы, унесший жизни детей, и пожаром в общежитии, участились прокурорские проверки зданий. Что они показали?
– Нарушения есть. Надо сказать, что мы и раньше занимались проверками, сейчас снова повторно совершили рейды по всем образовательным учреждениям города. Но основная трудность заключается в том, что сотрудники прокуратуры совместно с представителями других служб проверяют, выписывают предписания, а их просто не устраняют. К сожалению, идеальных исполнителей нет. Они сами порой страдают от собственной безответственности, но предписания так и не устраняют. Конечно, принимаются меры, виновные привлекаются к административной ответственности, но ситуация не изменится пока сами «ответственные лица» действительно не начнут осознавать свою ответственность.
– Как думаете, с чем связан тот факт, что наиболее жестокие преступления совершаются близкими людьми?
– Скорее всего, дело в некой социальной неустроенности жизни. Кто-то не поделил жилплощадь, кто-то наследство… Периодически между близкими людьми возникают какие-то взаимные обиды, недомолвки, градус взаимного недовольства растет, и со временем не исключено, что со временем количество взаимных обид, просто переходит в качество и со временем у человек происходит эмоциональный взрыв.
– Помогает ли вам прокурорская проницательность в обычной жизни?
– Конечно, опыт, накопленный с годами, подсказывает, с кем общаешься, с кем имеешь дело. Так что прокурорская интуиция работает всегда. (Улыбается.)
– Вы долгое время работали в прокуратуре. Есть дело, которое особенно запомнилось?
– Запомнившихся дел много... За свою бытность работы следователем, в течение 18 лет, мне пришлось заниматься множеством самых разных дел, в том числе и убийства, и разбои, и бандитизм, и терроризм... Да, дел много. Но особенно мне запомнилось дело одного маньяка, который в 1988 году в Уфе насиловал несовершеннолетних девочек. Его жертвами стали 37 малышек в возрасте от 5 до 12 лет. Весь город был напуган. Родители перестали водить своих дочерей в детские сады, боялись отпускать в школы. Органы прокуратуры и милиции прилагали титанические усилия для розыска и поимки преступника. И спустя 3-4 месяца нам удалось его поймать и посадить на скамью подсудимых..
Он был осужден Верховным судом Башкортостана на 13 лет. Расследование этого дела было связано с работой со множеством малолетних потерпевших. Оно оставило неизгладимый след в моей памяти и в моем сердце. Хотелось, чтобы подобные случаи никогда не повторялись. Но такое время от времени, к сожалению, случается.
– В Екатеринбурге создан родительский комитет, раздающий деньги за поимку или убийство педофила. Как вы относитесь к проявлениям подобного самосуда?
– К любому самосуду я отношусь крайне отрицательно. Обществу присуще стремление к наведению порядка в целом, и те положительные моменты помощи правоохранительным органам, например, народные дружинники, которые дежурили раньше, необходимы и только приветствуются. Но подобное стремление к справедливости не должно переходить дозволенные законом границы.
– Вы по своей работе сталкиваетесь с самыми неприятными сторонами человеческой натуры. В людях еще не разочаровались?
– Нет, конечно. Людям я верю всегда!
Что ж, пожелаем успеха новому прокурору Уфы Рамилю Хакимову, этому неразочаровавшемуся в людях государственному обвинителю, страстному игроку в футбол, который сумел перенести свой спортивный азарт и увлеченность делом на борьбу с преступностью.
Фото: Фото предоставлены пресс-службой прокуратурой РБ