Вчера стало известно, что группа подростков (некоторым из них не было и 14 лет) в Баймакском районе республики совершила действия развратного характера по отношению к пятилетнему малышу.
Напомним, что подростки несут уголовную ответственность с 16 лет, при совершении особо тяжких преступлений или при рецидивах – с 14 лет. А до 14 лет они безнаказанны с точки зрения нашей правовой системы.
«В данный момент по факту проводится проверка. Но сразу можем сказать, что лица, не достигшие 14-летнего возраста, по закону не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Максимум им может грозить – постановка на профилактический учет. Кроме того, их родители могут быть привлечены к административному наказанию и выплате штрафа», – говорит заместитель руководителя Сибайского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РБ Урал Ишбулатов. Однако дети имеют свойство расти...
И спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо
Считается, что до 14 лет ребенок не несет ответственности за свои преступления. Не понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Только так ли это на самом деле? Психологи убеждены, что это не совсем верно. В психологической практике появился даже такой термин – социально узаконенная преступность, то есть дети вполне понимают, что творят зло, только вот они не подсудны. Иными словами, если отсутствует адекватное преступлению наказание, ребенок воспринимает это как разрешение продолжать деятельность.
«Конечно, дети все понимают, они более зрелые, чем мы были в их возрасте. Именно поэтому можно говорить об омоложении преступности. Ребенок уже в 12 лет развит не как подросток, и потому стремится вступить в другую, взрослую жизнь. Причем разными способами, иногда и через преступление. Дети не способны фильтровать информацию. Поэтому впитывают весь негатив и по сути копируют поведение экранных героев и переносят его в реальную жизнь», – утверждает специалист высшей категории по работе с молодежью городского центра психолого-медико-социального сопровождения «Индиго» Сания Кашапова.
Юрист центра Александр Мухин убежден, что дети иногда просто не делают выводов из своих поступков, однако он также уверен и в том, что они вполне понимают, что делают плохо. Доказательством Александр Владимирович считает то факт, что большинство преступлений дети совершают скрытно: «Например, вспомним случай с фанеркой, которую скинули с 12 этажа, и она убила младенца. Неужели кто-то не знает, что, если скинуть что-то с балкона, это может упасть на человека? Или когда подростки третируют своих сверстников, вымогают у них деньги. Они же совершают это в скрытых от посторонних глаз местах – за гаражами, в школьном закутке и так далее».
Безнаказанность порождает преступление
Не секрет, что безнаказанность в одном случае может привести к тому, что ребенок совершит преступление еще раз.
«Я работаю членом комиссии по делам несовершеннолетних в администрации Октябрьского района Уфы уже более десяти лет и могу с уверенностью заявить, что число рецидивов растет», – заявила Сания Камиловна.
Юрист центра «Индиго» Александр Мухин не видит в ужесточении наказания и снижении возрастной планки для несения уголовной ответственности панацею от детской преступности. В апреле 1935 года в СССР возраст ответственности для нарушителей был снижен до 12 лет. Ни к чему хорошему это не привело.
Есть такое понятие как ювенальная юриспруденция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. Подход основан на двух идеях: подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки и нести за них полную ответственность. И подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. В некоторых регионах России, например, в Липецкой области действует ювенальный суд, который занимается исключительно делами несовершеннолетних. И при вынесении решений учитывает специфику детской психики.
«К сожалению, в Башкортостане вопрос о введении практики ювенального права пока не стоит. Он обсуждался, но дальше разговоров дело не шло, – рассказывает господин Мухин. – В нынешней ситуации в первую очередь надо воздействовать на сознание ребенка. Надо не только указать, что он сделал плохое дело, но и показать, что оно наказуемо и может привести к настоящей судимости. Да, дети бывают чересчур уверены в своей безнаказанности, поэтому надо объяснить ему, что сколько веревочке не виться, конец все равно будет. И потом судимость может изменить всю его жизнь и даже жизнь близких ему людей», – говорит Александр Владимирович.
Все это замечательно. Только вот насколько это применимо к жизни? Можно ли изменить ребенка простыми разговорами?
Что делать?
Основная нагрузка в деле воспитания ребенка ложится на семью, убеждена Сания Камиловна: «Прежде чем менять ребенка, надо повлиять на его семью. Оттуда все и идет. Кроме того, родители обязаны отслеживать, с кем общается их ребенок. Малыша с самого детства надо учить мыслить, думать самому, тогда он не поддастся под чужое влияние».
В зоне риска находятся и дети из неполных семей, где родители просто не могут себе позволить заниматься только ребенком.
«Увеличение числа подростковой преступности прямо пропорционально количеству неполных семей», – поделилась с нами своими наблюдениями Сания Камиловна.
Для решения проблемы специалист рекомендует организовать ребенку досуг – записать его в различные кружки и секции. Это поможет снизить риск того, что именно ваш ребенок попадет в беду.
О неорганизованности досуга как об одном из факторов риска для здоровья и жизни детей говорит и руководитель пресс-службы УВД Уфы Юлия Салимгареева.
«Взрослые подчас забывают о том, что у них есть дети. Надо больше следить за своим ребенком. Только вчера две 12-летние школьницы нюхали клей, отравились им и теперь лежат в городской детской клинической больнице Уфы №17. А ведь трагедии вполне можно было избежать», – сообщает Юлия Фанилевна.
К сожалению, российская действительность такова, что в системе, отвечающей за контроль над родителями и детьми, отсутствует профилактическая работа. Серьезные меры к нарушителям применяются тогда, когда исправить положение уже очень сложно.
Например, как можно помочь малышу, ставшему жертвой насилия своих более взрослых товарищей? Кем вырастут его обидчики? Есть ли гарантии, что они не повторят свой «подвиг» уже с нашими детьми?