Вот уже третьи сутки в международном аэропорту «Уфа» находятся 164 человека, которые пытаются вылететь домой. Все они стали жертвами финансовой катастрофы AiRUnion.
Каждую неделю из Уфы вылетает рейс №416 Уфа–Норильск. И это уже вторая партия «мучеников» авиакомпании. Правда, дебютантам повезло больше. Их отправили уже на вторые сутки, когда же попадут домой эти люди – неизвестно. Уже третьи сутки они с надеждой смотрят на электронное табло, на котором одна за другим появляется надпись, что рейс откладывается на час. Два. Три... На 72 часа... Насколько еще хватит терпения у этих людей?
Боимся опоздать на первый урок
Норильск – северный город с суровыми зимами и едва теплым летом. Из 164 человек, ставших заложниками аэропорта, больше половины – дети, которых к родственникам привезли погреться. Башкортостан трудно назвать солнечным краем. Однако северянам уральское солнышко кажется южным. Покупая билеты еще в феврале, вряд ли кто задумывался, что их отпуск настолько затянется, что даже солнце им надоест и они захотят в свой край вечной мерзлоты.
«Мы все возвращаемся с материка. Отпуск уже закончился. На работе ждут. Мы даже не знаем, сможем ли добраться до дома до первого сентября. А у меня дочь Настя в этом году идет в первый класс. Она очень боится опоздать на первый урок. А уж позитивный заряд энергии от отдыха и вовсе пропал», – вздыхая, говорит Ирина Черненькая.
Маленький Гриша, которому всего 2,3 года, сидит на руках мамы Ани и смотрит в объектив совсем по-взрослому. Он так устал... Он хочет домой. Анну и двух ее детей ждет дома муж. Он только из Интернета и телевизионных передач узнает о судьбе семьи.
«Ну что ж, есть надежда, что мужья нас не забудут», – горько усмехается Надежда Грязнова.
У нее детей нет. Но ее собака Ник также требует немалого внимания. Хорошо, что администрация гостиницы пошла навстречу и разрешила держать собаку в номере. Ник служит немалым утешением для детей, для которых единственное развлечение – крутиться около металлического столба. Вблизи аэропорта особо не побегаешь, а в город выезжать страшно...
«Отнеситесь к нам по-человечески»
90 человек из 164 размещены в местной гостинице, им предлагается трехразовое питание и три кружки чая в день. Все. Остальное только за свой счет. Страдают не только сами пассажиры, но и сопровождающие в рейс детей, которые сами вынуждены оплачивать гостиницу и еду. И они платят, потому что детей никто не оставит. Платит и пенсионер из Оренбурга, который привез своего маленького внука, чтобы отправить самолетом домой, в Норильск. Платит и бабушка, которая оправляет ее дочери троих детей, младшему из которых нет еще и трех, а старшей всего 12.
«Хотя бы отнеслись по-человечески, извинились, разрешили вернуться домой. Так нет же. Я еще накануне предполагаемого отлета звонила в аэропорт из Белебея, где гостила у родителей. Мне сказали, что все нормально. Вылет по расписанию. Я приехала с ребенком, выяснилось, что рейс откладывается. Представитель компании предложил всем оставить контакты и разъехаться по домам. Мол, всех обзвонят в случае необходимости. Вернулись домой в Белебей. Вечером звоню узнать, как обстоят дела, а представитель мне заявляет, что я не имела права уезжать и что самолет может вылететь в любой момент. Утром мы с ребенком были уже тут, а этот любой момент так и не настал», – возмущается одна из пассажирок злополучного рейса.
Мы спросили представителя AiRUnion Андрея Петрова о том, что, возможно, стоит предупредить группу, которая должна вылететь 1 сентября, что им можно не торопиться в аэропорт: «Зачем? – пожал печами Андрей Геннадьевич, – впереди еще трое суток. Успеем... Может, и не понадобится». Ну что ж... Вы – оптимист, Андрей Геннадьевич!
Деньги не возвращать!
Авиакомпания «Красноярские авиалинии», входящая в альянс AiRUnion, отказывается выплачивать деньги. Более того, 21 августа Транспортная клиринговая палата, отвечающая за продажу билетов, отправила представителям авиакомпаний телеграмму, в которой категорически запретила возвращать деньги. «За исполнение данной телеграммы руководители агентств несут персональную ответственность», – сказано в этом сообщении.
Позже президент ТКП Сергей Ильичев пояснил нам, что телеграмма вызвана тем, что сразу вернуть 1 миллиард 240 миллионов рублей за проданные билеты, при том, что львиная доля уже поступила на счет альянса AiRUnion, агенты по продажам билетов просто не в состоянии.
«Понимаете, денег от продажи билетов альянса уже нет, если агенты станут возвращать деньги из выручки, значит, свою выручку не дополучат другие авиакомпании, – сообщил Сергей Викторович, – сейчас мы выслали и другую телеграмму, что люди могут получить свои деньги у представителя агентства, который обязан организовать кассу возврата из имеющейся у него выручки».
Самое в этой ситуации страшное, что до Норильска невозможно добраться на ином виде транспорта, кроме как на воздушном. Однако, даже если бы деньги вернули, проблему это не решит.
«Пыталась купить билеты в Норильск. Везде все заполнено. Конечно, конец лета. Все везут детей обратно... До 20 сентября все раскуплено. Остались только билеты авиакомпании KRAS AiR. Представляете, мне еще пытались их продать. Я говорю, спасибо, у меня уже лежит один такой в сумочке», – уже со смехом рассказывает одна из пассажирок «вечного» рейса.
Долговая яма в небе
Нам стало интересно, а есть ли шанс у альянса выбраться из долговой ямы и отправить пассажиров.
«По моему мнению, в AiRUnion имеет место структурный кризис, так как неплатежи за топливо накапливались не один месяц, и дело тут не в росте цен на топливо, так как другие авиакомпании продолжают совершать рейсы и при нынешних ценах на авиакеросин. Мера выхода из кризиса в данном случае может быть единственная – произвести анализ деятельности (для пущей объективности с привлечением независимых аудиторов) и выработать меры по оптимизации своей деятельности, реструктурировать задолженность, возможно, с привлечением государственных средств или средств кредитных учреждений, – говорит начальник аналитического отдела уфимской консалтинговой компании «Советник» Константин Мамыкин. – Не исключен и вариант, что AiRUnion просто объявят о своем банкротстве и не выплатят деньги вообще».
Люди как могут борются за свои права. Писали и премьер-министру РФ Владимиру Путину, и мэру Норильска, однако ответа пока нет... Вот и сейчас на последние деньги сели писать губернатору Красноярского края: «Просим вас помочь вернуться нам домой...»
Чем закончатся посиделки в аэропорту и помогут ли телеграммы пассажиров нелетающих самолетов, пока неизвестно. На текущий момент Федеральному агентству по государственным резервам поручено выделить компаниям, входящим в альянс, 24 тысячи тонн топлива. Из Москвы уже стали вылетать самолеты, однако когда же топливо доберется до Уфы, пока никто предположить не берется.
Фото: Фото автора