Накануне ночью был расстрелян и сожжен автомобиль одного из уфимских адвокатов. Однако это самый конец истории...
Начало
Около четырех месяцев назад в кабинет к адвокату Филюсу Исмагилову за помощью пришли гости из Белоруссии. Оказалось, что некоторое время назад в уфимской больнице скончалась их тетя, 86 лет от роду. Родных у не больше не было, так что белорусы приехали на ее похороны.
Потом они вернулись на родину, чтобы через полгода вступить в права наследования. Однако уже через месяц им позвонила соседка, по совместительству еще и ближайшая подруга умершей, и рассказала, что в квартире тети выломали дверь и вставили новую. И там живут посторонние люди. Естественно, появление непрошеных гостей крайне заинтересовало родственников бывшей владелицы квартиры.
Они решили с ними познакомиться. Оказалось, что около года назад тетя продала эту квартиру. Правда о сделке никто ничего не знал, да и денег никто не видел. Родственники обратились к адвокату. И тут началось самое интересное.
А была ли старушка?
Адвокат Филюс Исмагилов />со своим помощником Алексеем Зобковым взялись за это непростое дело. И выяснилось, что таких сделок за таинственным покупателем числится, по крайней мере, еще две. Они съездили по указанным адресам. В одной из квартир жила и здравствовала старушка 80 лет вместе со своим сыном-алкоголиком и она весьма удивилась, узнав, что ее квартира числится как проданная.
И фамилии покупателя она не узнала. Зато ее сын заявил, что с этим человеком его познакомил сосед Серега с верхнего этажа. Новый знакомый часто навещал сына и покупал ему спиртное. Впрочем, о том, что «благодетель» стал новым владельцем квартиры, сын также ничего не знал. Исмагилов подал иск, но заседание суда таинственным образом состоялось на день раньше указанного срока. И судья заявил, что истец отказался от заявления.
«Мы приехали в «нехорошую квартиру», и сын рассказал, что к нему явились два человека и стали угрожать. Испугавшись за свою жизнь, он от заявления отказался, – рассказывает помощник адвоката Алексей Зобков. – У нас нет никакого сомнения, что мы имеем дело не со случайными жуликами, а с организованной группировкой, которая обладает достаточными средствами и связями, в том числе в среде правоохранительных органов и регистрационной палате, чтобы безнаказанно творить преступления».
Отличительной особенностью группы является то, что все ее участники – молодые люди, 25-26 лет. Возглавляет ее лицо, как сейчас принято говорить, неславянской национальности.
Позже странным образом возникла генеральная доверенность, оформленная бабулей-божьим одуванчиком на одного из членов группы. Причем, так как она якобы разбита параличом после инсульта, доверенность оказалась подписана ни кем иным, как соседом Серегой.
По второму адресу оказалось тоже самое. Вполне здоровая бабушка, насколько, конечно, можно быть здоровой в возрасте 76 лет, была представлена у нотариуса как обездвиженная, и вместо нее также расписывался другой человек, местный алкоголик. Он позже пояснил, что был даже не в курсе, какой документ подписывает.
«После подобного оформления сделок, «дарительницы» квартир, как правило, долго не живут. Например, первая женщина вышла на улицу, случайно упала, сломала ногу, месяц провела в больнице, где скоропостижно и без лишнего шума умерла», – рассказывает Алексей Вячеславович.
Однако все собранные правозащитниками доказательства в милиции сочли недостаточными. Впрочем, если в Калининском РУВД от них просто отмахнулись, то Октябрьское все же заинтересовалось материалом.
«Больше разговоров не будет!»
По признанию Филюса Исмагилова, за 10 лет его адвокатской практики, это был первый случай, когда ему угрожали. Он сразу же поставил в известность все инстанции, в том числе и Башкирскую коллегию адвокатов.
«В первый раз мы встретились лицом к лицу со своими оппонентами, когда машину, в которой ехали на заседание, заблокировали два автомобиля марки «Порш». Оттуда вышли четыре амбала, предложившие нас перекупить, то есть оплатить все расходы и гонорар, если мы оставим это дело в покое. Мы отказались. Тогда на мобильный Филюсу Филаритовичу стали поступать звонки с угрозами. А в последний раз звонящий заявил: "Больше разговоров не будет"», – рассказывает Алексей Зобков.
И правда, разговоров больше не было. Просто однажды ночью без всяких разговоров машина адвоката запылала.
«Часа в три ночи я проснулся от звука выстрелов. Было такое ощущение, что расстреляли всю пистолетную обойму, – рассказывает теперь уже бывший автовладелец Филюс Филаритович Исмагилов. – Я выглянул в окно и увидел, что моя машина полыхает».
Он выбежал на улицу. Вся передняя часть автомобиля была охвачена пламенем. Ни раздумывая ни секунды, адвокат бросился в огонь и стал вытаскивать вещи. Однако паспорт и рабочие документы спасти не удалось. Спустя 10 минут все было кончено. Пострадала также стоявшая рядом машина марки «Пежо», принадлежавшая соседке Исмагилова. Оба автомобиля не были застрахованы.
«У меня нет никаких сомнений, что это поджог. Скорее всего, машину сначала облили бензином, а потом расстреляли», – говорит адвокат.
Филюс Филаритович сразу же подал заявление в Калинискую прокуратуру по статье 296 об оказании давления на адвоката с помощью угроз и действий.
«Заявление мы приняли, в данный момент проводится проверка, – говорит старший следователь следственного отдела по Калининскому району Уфы СУ СК при прокуратуре РФ по РБ Диана Юсеева. – Таких случаев у нас еще не было».
Как нам пояснили в Башкирской коллегии адвокатов, />за восемь месяцев текущего года зарегистрировано уже четыре случая, когда на правозащитников пытались надавить.
Пробить стену
На данный момент в деле о «черных» риелторах фигурируют всего четыре квартиры. Но правозащитники уверены, что размах у преступников гораздо шире, и это только начало списка.
Уже на этом этапе выяснилось, что за одним из подозреваемых числится еще шесть квартир. Сколько криминальных квадратных метров, за каждый из которых уплачено чьей-то жизнью и судьбой, у остальных членов группы пока покрыто тайной.
«Мы везде натыкаемся на некую стенку. Нас постоянно перенаправляют из одного места в другое, дело застряло на мертвой точке. Отовсюду приходят отказы в возбуждении дела. А ведь мы юристы и все равно оказываемся бессильными.
Представляете каково простым гражданам? Сколько сейчас жертв преступников бродит по улицам в поисках ночлега?» – говорят правозащитники. – Надо что-то делать. Никто не знает, кто на следующий раз окажется в сожженной машине. Или в кого расстреляют следующую обойму».
Филюс Исмагилов высказался еще более определенно: «Я не понимаю, куда смотрят власти? Эти жулики настолько обнаглели от своей безнаказанности, что теперь хотят играть в бандитов».
Сейчас адвокат и его помощник планируют написать заявление министру МВД по РБ с просьбой проверить сотрудников Калининского РУВД в связи с их бездействием.
Сдвинется ли дело о «черных» риелторах с мертвой точки, покажет время. А пока остается только надеется на то, что однажды мы и наши близкие не станем их жертвами.
Фото: Фото из личного архива Филюса ИСМАГИЛОВА