Конец октября для археологических раскопок время не самое подходящее, но студенты исторического факультета БГУ пришли на место городища Уфы II, как оказалось, вовсе не для изучения исторического памятника. Вчера больше сотни студентов и преподавателей кафедры археологии собрались в центре Уфы для того, чтобы защитить островок древней башкирской культуры и привлечь к проблемам городища Уфы II общественное внимание.
«Мы озабочены аварийным состоянием памятника и необходимостью принятия срочных охранных мер со стороны правительства», – говорит студентка второго курса исторического факультета Нурия.
Общеизвестно, что Уфа II – это только часть целого городского комплекса. Сама Уфа II находится на улице Пушкина, ниже улицы Ново-мостовой. Особую ценность городища составляет то, что оно являлось цитаделью средневекового города, являвшегося крупным административным, торгово-ремесленным и культурным центром. Обнаружен исторический памятник был совершенно случайно известным уфимским краеведом Ищериковым в 1956 году.
Археолог, академик АН РБ профессор Нияз Мажитов, который занимается изучением культурного наследия городища Уфы II более 50 лет, так охарактеризовал его: «Это очень сложный археологический памятник, в 1962 году он был включен в список охраняемых государством объектов. Государство несет прямую ответственность за него. Раскопки на городище выявили не только уникальный четырехметровый культурный слой, но и остатки монументальных городских стен и глубокого рва, а также остатки городской площади. Это подтвердили профессора из Российской академии наук, Института археологии и Казанского университета. Крепостная стена на городище имела форму буквы «М» с башнями для удобства обороны. Специалисты сказали, что это очень совершенная оборонительная стена, построенная по предварительному плану. И это не считая керамики, серебряных украшений, золотых монет».
Постановлением правительства РБ на изучение этого исторического памятника отведен срок до 2008 года. Потом этот квартал будет снесен и застроен многоэтажными жилыми домами. Но изучить за два года такой масштабный памятник просто нельзя.
«Культурные слои достигают четырех метров. Каждый культурный слой необходимо отделить от другого слоя находками, анализами, состав надо брать, – объясняет Нияз Мажитов. – А нас торопят как правительство, так и фонд жилищного строительства. Мы обратились в правительство с просьбой пересмотреть сроки застройки этого квартала. Необходимо как минимум 5-10 лет, чтобы основную территорию исследовать. Обращение Академии наук РБ, направленное в правительство в июне, до сих пор не рассмотрено.
На основании уже имеющихся находок можно сделать вывод, что 1,5 тысячи лет назад, а значит задолго до появления Уфы, на этой территории существовал большой башкирский город, он же являлся столицей Башкортостана и ставкой башкирских ханов. Русские переселенцы основали Уфу на территории башкирского города.
«Мы, археологи, изучаем и исследуем городище не для того, чтобы доказать, что Уфе 1,5 тысячи лет, – улыбается профессор. – Хотя собранные археологические раскопки четко доказывают, что на территории современной Уфы возникло поселение не позднее V века н. э. И, действительно, можно говорить, что нашему городу 1,5 тысячи лет. Это логический вывод».
И в любой момент памятник, указывающий на древнее основание Уфы, хранящий ее историю, быт и традиции, может исчезнуть. Поэтому профессор Мажитов и отложил все свои дела и присоединился к студентам: «Я как профессор университета и как археолог не мог игнорировать это событие. Я полностью разделяю тревогу студентов».
Сами же организаторы этого митинга – студенты исторического факультета БГУ – ответили следующее: «Сегодня наш митинг предупреждающий, но если потребуется, мы будем устраивать еще более масштабные мероприятия. Нельзя этот памятник дальше разрушать! Учитывая уникальность памятника, необходимо пересмотреть сроки застройки этого квартала. Аналога подобному памятнику в Западной Европе нет, и если мы его сегодня потеряем, наши дети нам этого завтра не простят».
Благодаря открытию башкирских археологов, находки, сделанные в различные периоды времени на территории современной Уфы, и упоминания письменных источников, в числе которых свидетельства арабских и европейских авторов XIV века, что здесь в древности был город, приобретают новое значение. В свете последних открытий они перестают быть случайными или сомнительными, они становятся неотъемлемой частью истории древней Уфы.