Игорь Булыцын – артист балета Екатеринбургского театра оперы и балета. Родился в Уфе, окончил Башкирское хореографическое училище им. Р. Нуриева (ныне колледж). По распределению попал в Башкирский театр оперы и балета, но спустя две недели его пригласили в Екатеринбург. В этом году Игорь номинирован на соискание самой престижной театральной премии «Золотая маска» в категории «лучшая мужская роль» за исполнение партии Меркуцио в балете «Ромео и Джульетта» Вячеслава Самодурова. В эксклюзивном интервью порталу Ufa1.ru он рассказал, что для него значит эта номинация и почему он уехал из родного города.
– Вы впервые персонально номинированы? Что значит для вас лично эта номинация? Какие карьерные ожидания вы связываете с ней?
– Да, это моя первая номинация. Для меня это значит, что я двигаюсь в верном направлении: выкладка на 200%, вдумчивая работа над образом, искренность выражения в каждый момент нахождения на сцене – все это дает свои плоды. И то, что экспертный состав «Золотой маски» обратил на меня внимание, говорит о том, что я все делаю правильно. Надеюсь, что это только начало. По поводу карьерных ожиданий – я думаю, всему свое время, все идет своим чередом, нужен лишь правильный настрой, немного везения оказаться в нужное время в нужном месте, ну и, конечно, работа над собой, желание постоянно развиваться.
– Меркуцио – персонаж сложный и неоднозначный. Исполняя его партию, какие акценты вы расставляете? Как вы видите этот персонаж? Сложно ли его играть? Что, на ваш взгляд, важно донести до зрителя?
– Самые главные акценты и для партии Меркуцио, и в целом для спектакля изначально расставил хореограф-постановщик Вячеслав Самодуров. На постановочных репетициях он много говорил о том, что выражение эмоций должно быть естественным, без пафоса и напыщенности в жестах. Иногда достаточно взгляда с хорошей внутренней подачей, определенного выражения лица, чтобы передать всю гамму эмоций и чувств. Поэтому Меркуцио я интерпретирую так, как если бы сам проживал каждую происходящую мизансцену. Бытует такое представление, что Меркуцио – хохмач, весельчак, который даже в момент опасности отпускает острые шуточки. У меня другое мнение. Когда назревает конфликт, на него направляют шпагу, его саркастический смех и шутки я воспринимаю как самозащиту, а не как легкомысленное веселье. Сложность исполнения как раз в этом и есть: нужно делать все по-настоящему – смех над соперником, жесты в мизансценах, агрессия в бою должны выглядеть так, как если бы на меня взаправду направили шпагу на улице.
– В каких еще спектаклях вы задействованы? Какой персонаж из тех, кого вы играете, ваш любимый? Какого героя вы мечтаете сыграть?
– Одна из ярких ролей за последнее время – Никез в комическом балете «Тщетная предосторожность». Это один из самых старых спектаклей мирового балетного репертуара. Мой персонаж – как говорится про него в источниках «Никез, сын его дурачок», – это совсем другая история, другие актерские задачи, другие требования и пожелания режиссера (Сергей Вихарев). Если сравнивать с Меркуцио, Никез – абсолютно полярная роль. Хотя сложность исполнения, в общем-то, та же – не переборщить, не показать Никеза кривлякой или умственно отсталым, а, если хотите, вызвать у зрителя улыбку умиления, жалость к его наивности и простоте.
В классической постановке «Лебединого озера» я исполняю несколько партий, в том числе шута, которого тоже нельзя оценивать однозначно. Ведь шут – это максимально приближенная к престолу персона, он может паясничать перед королевой, разыгрывать придворных, и порой довольно жестко, он в курсе, а порой и участник многих интриг. Фигура далеко не однозначная.
Любимых партий у меня нет. В каждой партии можно найти что-то интересное. Банально прозвучит, но маленьких ролей не бывает. Конечно, еще во время учебы в училище я тайно мечтал станцевать когда-нибудь принца. И хотя мое амплуа не подходит для таких ролей, представляете, в прошлом году Надежда Малыгина поставила новый балет «Золушка», где я, как ни странно, станцевал принца. Так что галочка поставлена (Смеется.), можно идти дальше.
– Почему уехали из Уфы? И как выбор пал на Екатеринбургский театр оперы и балета?
– Из Уфы я уехал практически сразу после выпуска, около девяти лет назад. После окончания Башкирского хореографического училища им. Нуриева, сейчас это колледж, по распределению попал в Башкирский театр оперы и балета. Но проработал там только недели две и уехал в Екатеринбург, по приглашению руководства театра. Здесь много друзей работает, так что к моменту окончания учебы я уже знал, как выглядит труппа и репертуар.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших планах на будущее. Может, думаете о переезде в Москву или Петербург? Планируете ли приехать с гастролями в Уфу?
– Суета сует Москвы и Петербурга, если честно, не привлекают. К тому же сейчас что-то действительно интересное и значимое в мире искусства может происходить не только в столичных театрах. О нашем екатеринбургском театре начинают узнавать. Мне очень приятно, что мне позвонили из Уфы, чтобы взять интервью. О нас узнают, говорят и в Москве, и в Петербурге, столичные критики специально приезжают в Екатеринбург, чтобы увидеть премьеры. Я горд тем, что мы именно сейчас работаем в Екатеринбурге. Когда я сюда приехал 8-9 лет назад, в труппе было 40 человек, сейчас штат балетных артистов – почти 100 человек, высокая динамика премьер – в сезон три-четыре премьеры. Мы активно развиваемся.
Что касается гастролей в Уфе, то недавно стало известно об участии нашего театра в фестивале им. Р. Нуреева. Мы приедем со спектаклем «Ромео и Джульетта». Я с нетерпением жду этих гастролей, для меня будет важным и ответственным выступление на сцене, где я в студенческие годы делал первые шаги в балете.
– Как правило, у артистов балета вся жизнь – работа. Удается ли выкраивать время на личную жизнь? Как предпочитаете проводить свободное время?
– С личной жизнью у нас все довольно скучно. И, конечно, основное время занимает работа. Я – ведущий солист театра, моя жена, Елена Воробьева, – прима-балерина. Когда динамично развивается сезон, бывает так, что приходим вместе, у входа прощаемся, а встречаемся уже вечером или вообще дома. Работа тяжелая, поэтому для нас главное – восстановить силы перед следующим рабочим днем. Репертуар плотный, в неделю доходит до пяти спектаклей. Так что в любую свободную минуту – сон. Я слышу, что некоторые умудряются забирать детей из школы, ходить с ними на утренники, надеюсь, что когда у нас будут детки, мы сможем так же, то есть будем образцовой семьей.
– Какие воспоминания сохранились у вас об Уфе? Как часто приезжаете в родной город? Есть ли у вас здесь любимые места и какие?
– Из-за плотного графика приезжать получается крайне редко, раз в год. Когда я только приехал в Екатеринбург и была тяга к родным местам, удавалось впрыгнуть в машину и долететь до Уфы, чтобы хотя бы несколько часов провести дома. Сейчас все реже и реже удается так срываться в силу разных причин. Иногда лучше отдохнуть и настроиться на работу. Как правило, приезжаем летом, в отпуске. Главное – повидаться с родителями, побыть дома, поговорить, узнать, что нового происходит в семье, насмотреться друг на друга, поделиться своими жизненными приключениями.
Я очень люблю гулять по Уфе. Моя жена родом из Кировской области, выпускница Пермского училища, некоторое время работала в Челябинске, впервые приехала в Уфу со мной. И ее удивило, что здесь можно гулять пешком по городу, не замечая ни времени, ни усталости. Обычно маршрут такой: начинаем прогулку с Телецентра, далее по Гафури, мимо моего училища, к памятнику Салавату Юлаеву, по живописным местам, где прекрасный вид на реку Белую. А еще в последние пару лет мне нравится гулять по Уфе на велосипеде, это отличная кардионагрузка.
Фото: Фото из личного архива