Так считает Олег Меньшиков, выбрав эту фразу Леонида Зорина в качестве эпиграфа к своему новому спектаклю «1900-ый». Один из самых выдающихся русских актеров, слава и любовь зрителей к которому пришла после кинокартин «Полеты во сне и наяву», «Родня», «Покровские ворота», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Статский советник» и «Доктор Живаго», прославившийся также в театральных постановках «Игроки», «Демон», «Горе от ума», после долгой паузы вновь появился на театральных подмостках с новым, совершенно невероятным спектаклем.
«Те, кому повезло увидеть Меньшикова в этом многоликом представлении, не скоро забудут увиденное. От тихой прозы до «экшн», от меланхолии до сатиры, от мистических трюков на сцене до головокружительных трюков в воздухе», – так писали критики после грандиозной премьеры спектакля «1900-ый» в апреле в театре Моссовета.
Автор романа, по которому Олег Меньшиков поставил свой фантасмагорический спектакль, – знаменитый итальянец Алессандро Баррико. По его сюжету в конце 90-х Голливуд выпустил фильм «Легенда о пианисте» с Тимом Ротом в главной роли, но Меньшиков его не видел, так как, по его словам, в нем нет профессиональной ревности и даже простого любопытства к чужому лицедейству. Гораздо сильнее его интересовало эта гениальная история подмены жизни на прекрасный сон.
Дэнни Будмэн Т.Д. Лимон 1900-й. Так его звали, малыша, найденного на корабле «Вирджиния» в коробке из-под лимонов. Чернокожий матрос Дэнни Будмэн назвал его всем, что пришло в голову, добавив и свое имя, и буквы на коробке, и год.
«Девятисотый» (на итальянском языке «Новеченто») всю жизнь прожил на корабле. Стал гениальным музыкантом, пианистом, с которым состязался и которому проиграл на музыкальной дуэли «изобретатель джаза» Джелли Ролл Мортон. Ни разу не ступил на землю, питаясь рассказами о мире от пассажиров корабля. А когда «Вирджинию» начинили динамитом и отправили на металлолом, «Девятисотый» сделал страшный выбор.
Оптический обман в этом спектакле задействован по полной. Палуба носом уходит в зал. В луче света – человек в плаще и шляпе. Через секунду луч снова высвечивает человека в плаще и шляпе – но уже в другом месте. Или еще: по сцене бродят безликие моряки, среди которых – Меньшиков. В какой-то момент этот человек поворачивается к залу спиной и исчезает, а через долю секунды Меньшиков появляется вновь – в другом месте и другом костюме.
Не сразу догадаешься, что уходящий – не сам Меньшиков, а его дублер, точнее – двойник. А то вдруг взвивается парус, огромный, взрываемый ветром, и болтает актера, как тряпичную куклу.
Настоящий рояль раскачивается как качели над сценой, которая благодаря остроумию сценографа Игоря Попова сама по форме напоминает крышку рояля, и на ней примостилось джазовое трио. В виртуозности эти музыканты вовсе не пытаются равняться с «Новеченто», после которого, как утверждает Алессандро Барикко, можно было прикуривать сигарету от струн рояля.
Эти трое лишь скромно обеспечивают музыкальное сопровождение, а быть виртуозом предоставляют Олегу Меньшикову.
Театральный бомонд столицы Башкортостана имеет уникальную возможность увидеть этот великолепный спектакль 9 июня в Башкирском государственном академическом театре драмы им. М. Гафури (телефон кассы театра: 272-35-33), современное техническое оснащение сцены которого позволяет воплотить все замыслы сложнейшей постановки автора.