Все музыканты – люди немного сумасшедшие. По крайней мере, так считает всемирно известный гитарист Стив Вай (Steve Vai). Сам Стив давно не играет в каких-либо коллективах, хотя в 80-х он был участником таких известных рок-групп, как Alcatrazz и Whitesnake. Однако, все же он предпочел карьеру сольного гитариста. Сегодня Стив открывает для себя нашу страну и уже посетил несколько городов России.
– Стив, скажите, а каждый ли человек может научиться хорошо играть на гитаре?
– Это прежде всего зависит от самого человека. Очень важно, чтобы было сильное желание научиться играть. И, пожалуй, самое главное Ц это видение того, что человек собирается сделать и чего достичь. Практика, практика и еще раз практика. Больше ничего... Если ты делаешь ошибку, останавливаешься, делаешь все заново. И тогда играешь очень, очень медленно, пытаешься добиться высокого качества игры. Прежде всего, у тебя должно появиться ощущение, что ты играешь чисто, безупречно и полностью контролируешь свои действия. Скорость приходит позже – она вторична. Вот и весь секрет! Теперь вы знаете его и все зависит от вас. (Смеется.)
– Практика... Только и всего? А как же харизма, эмоции...
– Практика – это обязательное условие для любого музыканта. Но, действительно, если даже вы добились выдающихся результатов во владении музыкальным инструментом, то это еще не значит, что вы станете великим музыкантом. Ведь гитарная музыка – это не столько язык пальцев, сколько язык сердца. Эмоции, которые вы вкладываете в свою музыку – это и есть то, что будут слышать люди, для которых вы играете. Без этого вы будете просто хорошим исполнителем, не более. Возможность хорошо играть на гитаре любые произведения, конечно же, привлекает... Но может быстро наскучить.
– Получается, что если не чувствуешь в себе таланта изначально, то можно и не пытаться достигнуть высокого уровня мастерства?
– Отнюдь. Напротив, я считаю, что каждый человек должен попытаться научиться игре на каком-либо музыкальном инструменте. Многие отказываются от этого в силу разных причин – ссылаются на то, что нет слуха, времени, желания. Но я уверен, что каждый может научиться играть. А когда ты играешь сам... То ты получаешь такое удовольствие, которое несравнимо ни с чем! Я думаю, что главное – это не то, насколько ты будешь крут, а твои взаимоотношения с музыкальным инструментом. Это очень личный, интимный момент. В этом процессе ты многое узнаешь о самом себе, о своем внутреннем мире, и твой уровень владения инструментом не так важен.
Я призываю всех научиться играть. Игра на гитаре прежде всего тренирует ваше терпение, самодисциплину, ну и, конечно же, развивает творческие способности. А если у тебя к тому же есть воля, то в результате добиваешься многого. Когда я был подростком, не мог даже мечтать о том, что когда-то стану гитаристом мирового уровня. Но я просто брал гитару и начинал медленно и терпеливо ее осваивать. И со временем у меня начало что-то получаться, я понял, что приложил усилия и добился определенных результатов. Это ощущение прежде всего повышает собственную самооценку.
– А какой инструмент больше всего подойдет для этой цели?
– Это абсолютно не важно, нет плохих или хороших музыкальных инструментов. Поэтому выбор за каждым. Но... все-таки, пусть это будет гитара... (Смеется.) Когда в 80-х я играл в известных рок-группах, многие известные бренды – производители гитар предлагали мне сотрудничать и играть только на их инструментах. Но ни один из предложенных вариантов не смог удовлетворить меня в полной мере. Все было не то. Поэтому я стал экспериментировать и даже собирать гитары собственноручно, меняя разные элементы, только для того, чтобы добиться нужного мне звучания. И в итоге я сказал: «Вы хотите, чтобы я играл на ваших гитарах. А я хочу, чтобы вы сделали для меня мою гитару». И практически все известные фирмы, такие как Yamaha, Fender, Jackson, Kramer, а затем и Ibanez согласились сделать свои образцы гитар для меня. Условие было одно – кто за наименьший промежуток времени сделает наилучшую гитару, с тем я и буду работать.
– По сути, конкуренции не получилось, поскольку фирма Ibanez очень быстро сделала гитару, которая устроила меня по всем параметрам. Что, в конечном счете, и расставило все точки над i. Для меня было очень приятным сюрпризом узнать, что позже гитару серии Ibanez Jem 777, на которой я и играю, компания решила выпускать серийно. Ведь она была сделана под меня, по моим личным предпочтениям и с учетом всех моих придирчивых замечаний. На сегодняшний день эти гитары действительно одни из самых лучших, с которыми может сравниться разве только что Stratocaster. И это не хвастовство.