Экономика мнение Отток населения и поиск заработка. Или нет? Эксперт — о том, что ждет экономику Башкирии после кризиса

Отток населения и поиск заработка. Или нет? Эксперт — о том, что ждет экономику Башкирии после кризиса

По словам специалиста, в ближайшие 3–5 лет структуру общества и малый бизнес ждут серьезные изменения

По словам Дмитрия, положение Башкирии неоднозначно — со статуса донора на реципиента меняется в зависимости от бюджетной политики федерального центра

Руководитель Института региональной экспертизы, доктор философских наук Дмитрий Михайличенко специально для UFA1.RU поделился своим мнением о том, что ждет экономику Башкирии в ближайшем будущем под влиянием пандемии коронавируса.

По прогнозам Fitch Raitings, ВВП России в 2020 году уменьшится на 5%. Есть и более негативные прогнозы, но консолидированное мнение понятно — падения ВВП и долгого, мучительного восстановления экономики не миновать.

Финансовая политика руководства страны и провозглашенная суверенизация не предполагает расширения практики кредитных заимствований. Показательно: зарубежный капитал в первые месяцы пандемии вывел значительные ресурсы из России (порядка 23,9 млрд. $ за период январь–апрель 2020 г.). У федерального правительства есть фонд национального благосостояния, из которого оно будет в случае необходимости черпать заимствования, но политика скудного финансирования регионов сохраняется даже в период пандемии.

В апреле 2020 года федеральный бюджет выделил регионам 200 миллиардов рублей (плюс еще 80 на здравоохранение, одной только Башкирии на борьбу с пандемией было выделено 1,23 миллиарда рублей), тогда как региональные бюджеты недополучили 350 миллиардов налоговых поступлений, в том числе и НДФЛ (по данным Счетной палаты, 400 млрд руб.).

Так называемая «Петля Кудрина» (Кудрин руководил Минфином с 2000 по 2011 год) привела к сокращению числа регионов-доноров. По открытым данным, всего 13 субъектов федерации из 85 являются донорами (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, нефтяные регионы севера, Сахалин и т.д.). Но есть и регионы типа Башкирии, положение которой неоднозначно. Их статус донора или реципиента меняется в зависимости от бюджетной политики федерального центра. Методологии четкой здесь нет: если брать «Башнефть», то республика, безусловно, — донор, но без нее — дотационный субъект федерации. «Башнефть» только часть налогов платит в бюджет республики (23 млрд руб., 2019 г.). Здесь уже работают не только нормы законодательства, но и сложные и кулуарные установки и договоренности.

Социально-экономические перспективы Башкирии сопряжены с политическими отношениями республики с центром. Дотационные регионы полностью лишены маневра, а закредитованные даже не могут брать коммерческие кредиты и ориентированы только на центр.

Госдолг Башкирии составляет 13,5 млрд. руб. (по состоянию на 1 мая 2020 г.), что позволяет отнести республику к регионам с низкой долговой нагрузкой. Совокупный долг 85 субъектов перед федеральным центром (2,4 трлн руб.) будет только расти. Республика получает дивиденды от «Башнефти» и имеет возможность относительно безболезненно закрывать социалку.

Предыдущее республиканское руководство исполняло бюджеты 2016 г. (10 млрд руб.), 2017 г. (11,5 млрд руб.) и 2018 г. (24 млрд руб.) с профицитом. Новое руководство республики выбрало иную, более амбициозную и более рискованную стратегию: средства активно вкладываются в реальный сектор экономики и инфраструктурные проекты. Такой подход требует ресурсов и, соответственно, лоббистских компетенций на уровне федерального центра. Борьба с COVID-19 показала, что республиканские власти получают от федерального центра немало. Следствием чего, на мой взгляд, является подчеркнуто выраженная на голосовании по поправкам в Конституцию политическая лояльность руководства республики центру.

Выбрана следующая модель: политическая лояльность и приемлемая социальная политика в обмен на экономические преференции. Такая модель давно уже работает в Татарстане и позволяет руководству соседней республики получать экономические преференции от центра. Федеральное правительство весьма специфически и асимметрично распределяет ресурсы по регионам, и наличие крупных лоббистов способно улучшить ситуацию в регионах за несколько лет. Характерный пример — губернатор Тульской области Алексей Дюмин, имеющий репутацию близкого к президенту человека, за 4 года руководством региона он вывел регион на качественно иной уровень развития.

Радий Хабиров не может претендовать на такой уровень федеральных преференций, однако в его команде также есть мощные лоббисты (А. Назаров, Д. Симандуев и др.), способные договариваться с центром и привлекать ресурсы. Сейчас, в период борьбы с пандемией, эта стратегия корректироваться не будет, однако ожидание эффекта от ее реализации задерживается на период восстановления экономики.

Башкирия входит в число регионов, естественный прирост населения в которых отсутствует, а эмиграционные потоки сильны. Агентство Moody's прогнозирует только усиление этих потоков в ближайшие годы. Этот параметр будет зависеть от динамики восстановления республиканской экономики и прежде всего сектора реальных услуг. Сейчас средняя зарплата в республике ниже, чем в среднем по России (36,4 тыс. руб. в Башкирии против 47,8 тыс. руб. в РФ). Это заставляет людей среднего возраста искать возможность заработка за пределами республики.

В отличие от Казани и Екатеринбурга, где есть вузы федерального значения, в Уфе ограниченные возможности для привлечения образованной молодежи, что сдерживает потенциал постиндустриализации, способной производить сверхстоимости и сверхприбыль. Создание межвузовского кампуса для привлечения молодежи в рамках НОЦ «Башкортостан» — это стратегически правильный, но явно недостаточный шаг.

Аналогично создание ОЭЗ «Алга» также способно в перспективе 3–5 лет давать экономический рост на уровне республиканских показателей. От реализации заявленных властями ряда проектов (разработка Подольского медно-цинкового месторождения, проекты «Газпром нефтехим Салават» и Lasselberger и т.д.) зависит динамика создания рабочих мест (по итогам 2018 г. и 2019 г. по этому показателю республика оказалась в числе аутсайдеров). Впрочем, эти проекты, вероятнее всего, не поменяют негативного тренда, вызванного COVID-19. По прогнозам «Деловой России», около 20% предприятий малого и среднего бизнеса по итогам пандемии разорятся. Это мощный удар не только по конкурентной сервисной экономики, но и фактор коррекции структуры общества (вымывание среднего класса с независимым мнением).

В современных реалиях иностранные инвестиции в Башкирию затруднены, хотя и республиканские власти предпринимают определенные усилия. В перспективе 3–5 лет следует ожидать инерционного развития экономики, который может быть несколько форсирован созданием новых производств и выборочной модернизацией. Структура общества будет корректироваться, а малый бизнес (и, соответственно, средний класс) сокращаться.

Острой остаётся проблема покупки жилья для молодых семей. Согласно РИА «Рейтинг», в Башкирии лишь 27% семей в 2019 г. могли позволить себе ипотеку (среднероссийский показатель — 31,3 %). Учитывая, что федеральный центр поддержал застройщиков и уже реализует формат дешевой ипотеки (связано с понижением ставки Центробанка), ипотека по стране, в том числе и Башкирии, в ближайшие годы будет дешевле.

Покидающая Уфу молодежь будет замещаться выходцами из республиканской глубинки. Именно она составит основу человеческого капитала в ближайшие годы. Успехи в повышении статусов республиканских вузов в среднесрочной перспективе способны актуализировать разговор о становлении Уфы как точки притяжения молодежи, но пока они выглядят скорее как стратегический vision.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем