Завод «Молния» в Уфе, где делали детали для самолета Путина, полностью прекратил деятельность. Это произошло после долгого процесса реорганизации. Теперь предприятие работает в составе Агрегатного предприятия. UFA1.RU рассказывает историю завода «Молния» — от первых поршней до слияния с УАПО.
Всё для фронта
Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» берет свое начало с 1941 года. Тогда СССР вступил во Вторую мировую войну, западные и центральные территории подверглись массированным атакам противника, заводы эвакуировали подальше на Урал. Так, из Москвы и Рыбинска (Ярославская область) в Уфу доставили единственное в стране предприятие, которое разрабатывало и выпускало системы зажигания авиационных поршневых двигателей. Оно называлось «Специализированный завод № 161». Позднее на его основе создали то самое Агрегатное предприятие (УАПО), а «Молния» была конструкторским бюро при нем.
Пока шла война, фронт требовал технику, в том числе самолеты, а они работали с помощью двигателей. Одна из их важных деталей — свеча в поршневом двигателе. Именно здесь, в Уфе, ее и разрабатывали. Военные годы были непростыми для завода, потому что детали изготавливались из керамики, но ее в стране не было. Поэтому стали изготавливать из слюды, но и та закончилась — ее делали в осажденном Санкт-Петербурге (на тот момент — Ленинграде). Теперь перед конструкторами стояла задача — найти новую изоляцию с термостойкостью до 1000 градусов Цельсия. Подходящим материалом была высокоглиноземистая керамика, но в промышленности ее производства не было. Поэтому в 1942 году конструкторы в Саратове по уфимским чертежам создали первую партию керамических изоляторов. В том же году керамическую лабораторию из Москвы с оборудованием перевели в Уфу. Специалисты из разных городов создали на «Молнии» отечественную керамическую массу.
Послевоенные годы
Когда война закончилась, заводы стали перестраиваться под другую деятельность — «Молния» теперь делала системы зажигания для газотурбинных двигателей с использованием высоковольтных агрегатов зажигания и эрозионных свечей поверхностного разряда.
В 1957 году предприятие переименовали в ОКБ «Молния» Уфимского агрегатного завода. В 1963 году начали разрабатывать цифровую интегрирующую машину, а в 1966 году первый ее образец отправили в Академию наук СССР. В 1966 году — в «Уфимское агрегатное конструкторское бюро "Молния"». Продукция с «Молнии» поставлялась дальше на другие заводы, включая «Гидравлику», «Мотор» и УМПО.
В 1971 году «Молния» и УАПО вошли в состав Уфимского агрегатного производственно-конструкторского объединения имени 50-летия СССР. После этого завод стал заниматься разработками в области микроэлектроники.
— Начался выпуск агрегатов на интегральных микросхемах. Конец шестидесятых — время зарождения комплексной системы регулирования двигателей с применением управляющих бортовых вычислительных машин. Это стало новым направлением работ, как конструктивных, так и схематических, — сообщалось на сайте предприятия «Молния».
В 1970-х на заводе начался кризис, текущих мощностей не хватало, были проблемы с площадями. В конечном итоге предприятие вывели из объединения, и оно стало работать самостоятельно — разрабатывало системы управления и запчасти для реактивных двигателей.
Новейшая история в жизни завода
В 1990-х оно вновь занялось производством агрегатов зажигания, но уже по новым технологиям. Однако здесь тоже начался кризис: объемы работ снизились, часть персонала была уволена из-за нестабильной обстановки в стране. В 1996 году предприятие получило статус федерального государственного унитарного предприятия. С 1999 года пошло улучшение финансово-экономических показателей.
На сайте предприятия также указывается, что разработанные им системы зажигания и электронные системы управления применяются практически на всех двигателях самолетов и вертолетов, производимых в России и странах бывшего СССР.
В 2009 году УНПП «Молния» стало частью холдинга «Технодинамика», входящего в состав Госкорпорации «Ростех». В 2011 году предприятие преобразовано в ОАО УНПП «Молния» с принадлежностью «Ростеху».
В 2012 году на предприятии закончили разрабатывать систему зажигания для двигателей РД-33МК. Они позднее стали применяться в самолетах МиГ-29К и МиГ-35.
В 2016 году создано взрывозащищенное устройство зажигания для двигателя ПС-90ГП-25А, который устанавливался на самые разные самолеты: Ил-76, Ил-96, Ту-204/214. Разработки «Молнии» стоят на двигателях самолетов Специального летного отряда «Россия», который перевозит первых лиц страны, включая президентов.
В 2017 году генеральным директором «Молнии» стал Борис Дорфман — выпускник авиационного института в Уфе, работающий на предприятии с 1976 года. Начинал он, к слову, простым инженером. При нем системы зажигания в 2018 году заинтересовали компанию из Китая, которая относится к авиастроительной группе Shaanxi Aircraft Corporation (строит военные, медицинские и почтовые самолеты).
«Ростех» отметил «Молнию» как «ведущее предприятие холдинга «Авиационное оборудование» (в современности — «Технодинамика»).
Перестройка на предприятии
Однако в начале 2020-х годов у «Молнии» сменилось руководство — генеральным директором стал Леонид Лузгин, которого в прессе упоминали как бывшего директора литейного завода «КАМАЗ» в Татарстане, уволенного после невыполнения плана и конфликта руководства с рабочими.
Тем временем конфликт назревал и в самой «Молнии». В январе 2023 года пользователь портала «Пикабу» опубликовала пост, в котором она представилась сотрудницей УНПП «Молния». Она написала, что предприятие решили объединить с УАПО. По ее словам, «Молния» — финансово успешное предприятие, а УАПО — не особо.
— При первой же возможности сотрудники оттуда бежали на «Молнию». Оба [предприятия] входят в «Технодинамику», а через нее в «Ростех». Сейчас происходит следующее: старого гендиректора сняли, на его место назначили директора УАПО. Говорят, что через шесть месяцев будет слияние предприятий, штат существенно проредят — особенно в части руководства, будут исключены дублирующие должности с рабочими профессиями, — написала дама.
Она утверждала, что новый директор Лузгин вел на предприятии себя «по-хозяйски».
— Новые боссы ходят по предприятию, перекраивают всё под себя, пихают друг друга локтями и со смехом делят помещения «Молнии». Рвут отлаженную систему на части, — заявила дама.
Сравнить финансовые показатели обоих предприятий оказалось затруднительно, поскольку в «Контур.Фокусе» последняя отчетность УАПО датируется 2018 годом, а отчетность «Молнии» — 2020-м.
Тем не менее можно отметить следующее: УАПО на конец 2018 года показал выручку 3,5 миллиарда рублей и чистую прибыль в 287,7 миллиона. У «Молнии» же на конец 2020-го — выручка 1,4 миллиарда, а чистая прибыль — 293,1 миллиона рублей.
Автор публикации на «Пикабу» выражала опасения, что легендарное предприятие может просто исчезнуть, а часть работников будет уволена. В то же время на сайте электронной приемной органов власти Башкирии появилось письмо с просьбой сохранить предприятие:
— Авиационное конструкторское бюро было эвакуировано в Уфу из Рыбинска и Москвы в 1941 году, первые сотрудники предприятия прошли немыслимые испытания по пути в Уфу, баржа вмерзла в лед, и люди шли пешком до железной дороги около 100 километров. Это предприятие на протяжении своей истории выпустило множество приборов и аппаратов, которые используются в авиации и космосе. Закрытие «Молнии» повлечет ущерб стратегическим интересам не только Уфы, но и России. В сложившейся ситуации необходимо наращивать потенциал развития авиапромышленности, но не ликвидировать сложившийся многолетним трудом коллектив предприятия, — написал мужчина.
Корреспонденту UFA1.RU зимой 2023 года удалось дозвониться до Леонида Лузгина, который возглавил «Молнию». Он заверил, что работникам не нужно бояться перемен, но подтвердил, что «Молния» как бренд перестанет существовать.
— Изначально много лет «Молния» входила в УАПО как конструкторское бюро, так что говорить о какой-то долгой и славной истории неуместно. История есть, наверное, славная, но недолгая. Для справки: УАПО уже 86 лет, — сообщил Лузгин.
Он также добавил, что массовых сокращений или снижения зарплат не ожидается.
— Все будут работать. Об этом неоднократно говорилось на встречах с трудовым коллективом и профсоюзным комитетом. По поводу уровня оплаты труда: в большинстве случаев он сохранится. На УАПО за январь месяц средняя зарплата превысила среднюю зарплату на «Молнии», так что опасения беспочвенны, — сказал Лузгин.
Еще зимой UFA1.RU направлял запросы в госорганы Башкирии с просьбой прояснить ситуацию. Власти объяснили реорганизацию необходимостью «улучшения процессов управления».
— Процесс присоединения АО УНПП «Молния» к АО «УАПО» ведется в настоящее время и будет завершен в течение 2023 года. Решение о присоединении было принято в установленном законодательством порядке для улучшения процессов управления, координации и результативности работы двух предприятий в период, когда перед промышленностью России стоят задачи по восстановлению парка гражданской авиации, модернизации и увеличению выпуска продукции для обеспечения задач обороноспособности страны, — сообщили UFA1.RU в Минпроме Башкирии.
По мнению властей, слияние производств поможет увеличить объемы выпускаемой продукции, повысит скорость и результативность управленческих решений.
— Производство изделий, все разработки, рабочие и конструкторские специальности обоих предприятий будут сохранены для выполнения задач, поставленных перед руководством промышленных предприятий президентом РФ. На сегодняшний день УАПО является ведущим предприятием по выпуску серийной продукции для авиационной промышленности, ведет собственные разработки новых изделий. По масштабам, прибыльности и инфраструктуре УАПО существенно больше и прибыльнее «Молнии», — заявили в Минпроме Башкирии.
Ведомство подтвердило, что на тот момент сокращение персонала и его зарплат не планировалось. В июле 2023 года АО УНПП «Молния» прекратило свое существование в связи с реорганизацией и присоединением к АО «УАПО». По данным «Контур.Фокуса», Леонид Лузгин возглавляет новое предприятие, причем уже давно — с 2020 года. Владельцами АО «УАПО» являются АО «Технодинамика» (96,5% доля) и Ростех (3,5%). «Технодинамика», в свою очередь, полностью записана на «Ростех», а его владельцем является Российская Федерация как государство. Последние опубликованные данные о финансах «Ростеха» говорят, что консолидированная выручка за 2022 год может достигнуть 2,1 триллиона рублей.
Воспоминания сотрудников
В феврале 2023 года UFA1.RU удалось поговорить с бывшим сотрудником «Молнии». Он рассказал о том, как проходила работа на предприятии. Устроился он на него в 1987 году.
— К секретам доступа я не имел. Работал в цехе окончательной сборки. Чтобы пройти на рабочее место, нужно было надеть белый халат, тапочки и чепчик на голову. А прежде чем взять в руки изделие, нужно надеть на руку браслет с заземлением от статического напряжения. Порядок соблюдался строго, мытье полов и влажная уборка в цехе проводились едва ли не каждый час, — сказал мужчина.
Занимался он тестированием электронных вычислительных машин (ЭВМ). Он рассказал, как проверяли работу техники, чтобы она перестала работать (тем самым выявлялись дефекты).
— По несколько часов и жарили, и морозили, и на вибростоле терзали. Зарплаты вроде хорошие были, мне хватало. Правда, семьи своей тогда еще не было, кормили родители. Среди тех, с кем плотно общался по работе, я был самый молодой. Отношения в коллективе были хорошие, добрые. Люди там умные, — вспоминал мужчина.