Экономика подробности Тучи сгущаются: почему в Уфе устраняют бюро «Молния», где придумали детали для самолета Путина

Тучи сгущаются: почему в Уфе устраняют бюро «Молния», где придумали детали для самолета Путина

Важное конструкторское предприятие решили реорганизовать, а работники боятся остаться на улице

Предприятие выпускает агрегаты для авиационной промышленности и не только

В Уфе разгорается конфликт из-за реорганизации научно-производственного предприятия «Молния» (УНПП «Молния»), с советских времен известного благодаря производству важных деталей для двигателей самолетов и другой техники. Во время эвакуации около 80 лет назад его сотрудники почти сто километров прошли до Уфы из-за вмерзшей в лед баржи, вспоминают старожилы, теперь же коллектив компании может распасться, а ее гордое имя — забыться. Почему работники забили тревогу, и как маленькое конструкторское бюро стало важнейшим активом «Ростеха», рассказываем в нашей сегодняшней статье.

Война и лихие 50-е

УНПП «Молния» начало свою историю в 1941 году, следует из данных интерактивной энциклопедии «Башкортостан». Тогда из Москвы и Рыбинска было эвакуировано единственное в стране предприятие по разработке и выпуску систем зажигания для авиационных поршневых двигателей — специализированный завод № 161. Впоследствии на его базе образовалось Уфимское агрегатное производственное объединение (УАПО). «Молния» же изначально возникла как конструкторское бюро при предприятии.

В военные годы основным его профилем была разработка авиационных свечей для поршневых двигателей, однако уже в пятидесятых, как указано на официальном сайте, он начал работать в новом направлении и создавать электронные регуляторы для газотурбинных двигателей.

Агрегаты, которые изготавливали на предприятии

В 1957 году у предприятия появилось новое название — ОКБ «Молния» Уфимского агрегатного завода, в 1966 году оно стало Уфимским агрегатным КБ «Молния». Продукция завода оказалась востребованной на различных авиа- и машиностроительных производствах, у компаний топливно-энергетического комплекса (помимо УАПО, поставки производились и на заводы «Гидравлика», «Мотор», УМПО, указано в энциклопедии «Башкортостан).

Как следует из доклада будущего директора бюро Евгения Распопова, в советские времена производством продукции по его разработкам занимались УАПО и Саратовское электроагрегатное производственное объединение. В семидесятых–восьмидесятых компания взяла курс на разработки в области микроэлектроники, в 1971 году Уфимский агрегатный завод и КБ «Молния» вошли в новое Уфимское агрегатное производственно-конструкторское объединение имени 50-летия СССР.

Здание конструкторского бюро

В девяностых бюро начало серийное производство агрегатов зажигания нового поколения, а в 1996 году получило статус научно-производственного предприятия. В новой России к 2001 году «Молния» приобрела форму государственного унитарного предприятия с современным названием. На сайте предприятия указано, что разработанные им системы зажигания и электронные системы управления применяются практически на всех двигателях самолетов и вертолетов, производимых в России и СНГ.

Наше время

В переходный период предприятие возглавлял ранее упомянутый Евгений Распопов — известный ученый, пришедший сюда на работу после окончания Уфимского авиационного института в 1975 году. Начав работать там в качестве инженера-конструктора, в 1996 году он возглавил «Молнию» и оставался на посту гендиректора почти до конца десятых.

При нем началась разработка взрывозащищенных устройств зажигания, сказано на официальном сайте. Агрегаты уфимского производства использовались в том числе в самолетах «Ил-96» авиаотряда «Россия», которыми летают первые лица страны, включая президента. Также в период его руководства в 2011 году по указу президента РФ «Молния» была преобразована в акционерное общество и передана в управление «Ростеху», писал «ТАСС».

Евгений Распопов на фото для статьи к своему 60-летию

По данным сервиса «Контур.Фокус», в 2017 году руководство на предприятии сменилось — гендиректором стал Борис Дорфман. По информации Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности, он — тоже выпускник авиационного института в Уфе и работал на предприятии с 1976 года, начав карьерный путь инженером.

При нем конструкторское бюро продолжало развиваться: в «Ростехе» отчитывались о том, что, например, в 2018 году уфимские системы зажигания для двигателя заинтересовали китайскую компанию AVIC Shaanxi Aero Electric Co. Ltd., относящуюся к авиастроительной группе Shaanxi Aircraft Corporation. Продукция предприятия продолжала пользоваться спросом и среди отечественных компаний. В «Ростехе» отмечали, что УНПП «Молния» является ведущим предприятием холдинга «Авиационное оборудование» (ныне «Технодинамика»), входящего в госкорпорацию.

Глава Башкирии Радий Хабиров (слева) и Борис Дорфман

К 2023 году на предприятии начали происходить странные вещи. Во-первых, в очередной раз сменилось руководство — по данным сервиса «Контур.Фокус», гендиректором стал глава УАПО Леонид Лузгин. В прессе он упоминался как директор литейного завода «КАМАЗ» в Татарстане, уволенный, как писало издание «Бизнес-Online» со ссылкой на собственные источники, за невыполнение планового задания на фоне серьезного конфликта руководства с работниками.

Тревожные перемены

Судя по всему, сейчас и на уфимском предприятии назревает недовольство. В январе анонимная пользовательница «Пикабу», назвавшаяся сотрудницей УНПП «Молния», написала гневный пост о том, что финансово успешное предприятие почему-то решили объединить с «Уфимским агрегатным производственным объединением», которое, по ее словам, «масштабное территориально, но скромное по уровню зарплат».

— При первой же возможности сотрудники оттуда бежали на «Молнию», — утверждает она. — Оба [предприятия] входят в «Технодинамику», а через нее в «Ростех». Сейчас происходит следующее: старого гендиректора сняли, на его место назначили директора УАПО. Говорят, что через шесть месяцев будет слияние предприятий, штат существенно проредят — особенно в части руководства, будут исключены дублирующие должности с рабочими профессиями.

Леонид Лузгин в мае 2022 года

Женщина, написавшая пост, утверждает, что Лузгин, едва появившись на предприятии, стал вести себя довольно по-хозяйски.

— Новые боссы ходят по предприятию, перекраивают всё под себя, пихают друг друга локтями и со смехом делят помещения «Молнии», — заявила она. — Рвут отлаженную систему на части.

По данным сервиса «Контур.Фокус», оба предприятия действительно сейчас находятся в процессе реорганизации в форме присоединения. Сравнить их финансовые показатели более затруднительно — последняя отчетность УАПО, которая присутствует в базе сервиса «Контур.Фокус», датируется 2018 годом. Тогда завод отчитался о 293,1 миллиона рублей прибыли при выручке в 3,5 миллиарда. В том же году у «Молнии» было 278,2 миллиона рублей чистой прибыли при выручке в 1,4 миллиарда. Последняя ее бухгалтерская отчетность за 2020 год зафиксировала 293,1 миллиона рублей прибыли при выручке в 1,4 миллиарда.

Автор поста на «Пикабу» опасается, что предприятие, которому многие люди посвятили свои жизни, может попросту исчезнуть после слияния, а часть работников останется без своих должностей. На сайте электронной приемной органов власти Башкирии также появилось письмо к руководству республики с просьбой сохранить предприятие. Его автор — уфимец по фамилии Лихачев, рассказывает, что узнал о ситуации в «Молнии» из интернета, однако происходящее его обеспокоило.

— Авиационное конструкторское бюро было эвакуировано в Уфу из Рыбинска и Москвы в 1941 году, первые сотрудники предприятия прошли немыслимые испытания по пути в Уфу, баржа вмерзла в лед и люди шли пешком до железной дороги около 100 километров, — рассказал он. — Это предприятие на протяжении своей истории выпустило множество приборов и аппаратов, которые используются в авиации и космосе. Закрытие «Молнии» повлечет ущерб стратегическим интересам не только Уфы, но и России. В сложившейся ситуации необходимо наращивать потенциал развития авиапромышленности, но не ликвидировать сложившийся многолетним трудом коллектив предприятия.

Вход на предприятие «Молния»

Сам Леонид Лузгин в беседе с корреспондентом UFA1.RU заверил, что работникам нечего бояться и каких-то неприятных перемен реорганизация для них не сулит. При этом он подтвердил, что в ходе присоединения «Молния» как бренд действительно перестанет существовать — у новой компании будет название «Уфимское агрегатное производственное объединение».

— Изначально много лет «Молния» входила в УАПО как конструкторское бюро, так что говорить о какой-то долгой и славной истории неуместно, — сказал он. — История есть, наверное, славная, но не долгая. Для справки: УАПО уже 86 лет.

Гендиректор добавил, что речи о массовых сокращениях и снижении зарплат не идет. Лузгин заверил, что опасения работников по этому поводу беспочвенны.

— Все будут работать, — сказал он. — Об этом неоднократно говорилось на встречах с трудовым коллективом и профсоюзным комитетом. По поводу уровня оплаты труда: в большинстве случаев он сохранится. На УАПО за январь месяц средняя зарплата превысила среднюю зарплату на «Молнии», так что опасения беспочвенны.

UFA1.RU направил запросы с просьбой рассказать подробнее о происходящей реорганизации и ее последствиях в пресс-службы УАПО, «Ростеха», Минпрома Башкирии, а также в пресс-службу главы региона.

Читайте также наши статьи о том, что сейчас с заводом «Гидравлика» в Уфе, который гремел на весь СССР, и почему здание крупного института «УфаАвиаПроект» превратилось теперь в пристанище бездомных.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем