По прогнозам экспертов тарифы на ОСАГО в 2014 году могут существенно вырасти. Изменения коснутся не только тарифов, но и других аспектов данного вида страхования. Насколько ощутимым будет рост тарифов для автомобилистов, каких изменений стоит ожидать и почему страховые компании «сворачивают» свою работу в данном сегменте, выяснял проект «Деньги».

Споры вокруг закона

Уже в этом году такой вид страхования, как ОСАГО, может претерпеть существенные изменения: как по лимитам выплат, так и по схеме взаимодействия со страховщиком. «Споры вокруг закона об ОСАГО идут уже давно, ожидается, что в этом году в него внесут серьезные поправки. Часть из них может вступить в силу уже с середины года, – рассказал проекту «Деньги» директор уфимского филиала ОАО «СОГАЗ» Ильдар Магданов. – Это и увеличение лимитов возмещения за причинение вреда имуществу третьих лиц, и введение безальтернативного прямого возмещения убытков – когда потерпевший будет обращаться за возмещением только к своему страховщику ОСАГО (сейчас у потерпевших есть право выбора между своей страховой компанией и компанией, в которой застрахована ответственность причинителя вреда). Кроме того, планируется увеличение лимита возмещения при оформлении ДТП без участия сотрудников ГИБДД, введение тарифного коридора и другие новации».

По мнению руководителя управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Дениса Макарова, с точки зрения интересов потерпевших в результате ДТП наиболее значимым изменением должно стать введение обязанности потерпевшего обращаться к страховщику, с которым заключен договор ОСАГО. Это должно способствовать улучшению качества сервиса, исключению возможности недобросовестных действий страховщиков.

«Прямое возмещение убытков (ПВУ) доказывает свою эффективность уже сегодня: доля жалоб по ПВУ более чем в два раза меньше, чем по традиционному способу урегулирование убытков в ОСАГО», – говорит эксперт.

Большинство россиян (71%) поддерживают обязательный характер ОСАГО. 64% участников опроса полагают, что ОСАГО упрощает получение выплат компенсации за ущерб, нанесенный виновником ДТП.
Основными изменениями в страховании ОСАГО, которые бы одобрили респонденты, были «упрощение получения выплат» (95%), «повышение качества обслуживания» (91%), «оформление полиса через Интернет» (76%). Увеличение сумм выплат называют основной необходимой поправкой 23% респондентов.
Источник: Ромир

«С точки зрения страховых компаний одним из основных дальнейших шагов должна стать разработка единых правил проведения независимой технической экспертизы, включающей порядок расчета, ценовые справочники и другое со стороны РСА, а также утверждение данных правил Банком России. Принятие и использование единой методики снизит в разы количество исков, так как будет снята проблема разногласий между страховщиком и клиентом, оценки которых почти всегда расходятся. Прозрачность метода оценки не только разгрузит суды, но и повысит доверие к страхованию, снизит градус критики в адрес ОСАГО, – считает Денис Макаров. – С точки зрения всех участников системы ОСАГО, а также судебных инстанций важным моментом должно стать обязательное досудебное обращение к страховщику при предъявлении претензии в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнением договора ОСАГО».

Поделиться

По данным Российского союза автостраховщиков

Тарифы могут вырасти на 70%

В этом году автолюбителей ждут новые тарифы ОСАГО. По расчетам Независимого актуарного центра, повышение базового тарифа при расширении лимитов должно составить около 70 процентов, по другим источникам – не менее 25.

Эксперты считают, что повышение тарифов – назревший вопрос.

«В Госдуме рассматривается целый пакет поправок в ОСАГО, устанавливающий помимо прочего новые пределы страховых выплат: по имущественному ущербу предельная выплата возрастет с нынешних 120 тысяч до 400 тысяч рублей, по ущербу для жизни и здоровья – с 160 тысяч до 500 тысяч рублей. То есть нагрузка на страховщиков повышается в разы. Совместить эти новые обязательства с существующими тарифами было бы невозможно. Так что время настало: тарифы пора пересчитать», – сказал в интервью «Российской газете» президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

«В ряде регионов сложилась критическая ситуация с точки зрения убыточности ОСАГО, которая вызвана деятельностью юридических контор, – рассказывает Денис Макаров. – К числу таких городов относятся Челябинск, Краснодар, Красноярск, Пенза, Томск, Новокузнецк, Петропавловск-Камчатский, Тольятти, Воронеж, Великий Новгород, Вологда. Сегодня практика такова, что сразу после ДТП автовладельцы обозначенных и других регионов получают предложения со стороны юридических контор о продаже прав требования к страховой компании, которые используя судебную практику, наживаются на ней. К сожалению, автовладельцы, активно прибегают к их услугам, либо легко пассивно соглашаются на их предложения. Но абсолютно не выигрывают от этого, получая зачастую от этих организаций сумму меньшую, чем могли бы получить, обратившись напрямую в страховую компанию. Крайне высокая убыточность вынуждает страховые компании закрывать продажи в отдельных городах».

О возможном повышении цен на ОСАГО осведомлено 56 % автовладельцев. Менее трети автомобилистов не готовы платить за ОСАГО больше ни при каких обстоятельствах (28%). Повышение цен можно оправдать только возможностью выбора вида компенсации и увеличенной максимальной суммой выплат (за полис с подобными опциями готовы больше платить 30% опрошенных), а также неучетом амортизации автомобиля (27%).
Источник: ВЦОМ

«Будет логично, если вносимые в закон об ОСАГО изменения, в том числе и предполагаемое увеличение лимита ответственности, повлияют и на изменение тарифов на этот вид страхования, – считает Ильдар Магданов. – При таких масштабных переменах существующие на сегодняшний день тарифы будут явно недостаточны: лимиты выплат по «железу», установленные еще 10 лет назад, с каждым годом все меньше соответствуют реальным затратам на растущие в цене ремонт и замену запчастей автомобилей. Так, за девять месяцев 2013 года сборы по ОСАГО выросли на 9,1% относительно аналогичного периода 2012 года, выплаты – на 21,5%. Это существенный рост».

По его словам, ожидаемые изменения законодательства потребуют, по оценкам экспертов, увеличение тарифов в 1,5–1,7 раза. Иначе страховые компании будут вынуждены сворачивать деятельность в регионах или вообще покидать рынок, либо нести серьезные потери, либо «не самые ответственные страховщики» будут стараться придумывать какие-то схемы работы, которые в итоге будут негативно отражаться на клиентах. «Но как могут быть изменены тарифы, сегодня сказать сложно», – добавляет он.

Тарифы по ОСАГО могут быть пересмотрены уже в первой половине 2014 года, считает руководитель дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Этот вопрос относится к разряду первоочередных, поскольку сектор обязательного автострахования находится в кризисном положении, страховые компании терпят убытки, а страхователи зачастую остаются недовольны размером выплат, – поясняет эксперт. – Тарифы по ОСАГО не менялись с 2003 года, при этом стоимость ремонта и запчастей выросла в разы. Более того, нынешние лимиты покрытия полисов не отвечают требованиям новых реалий, соответственно, величину покрытия также нужно увеличивать. Для адекватной работы системы ОСАГО, при которой добросовестные страховые компании, которые исправно платят, не будут находиться в состоянии нарастающей убыточности, а клиенты получат полис, который реально защищает их финансовые интересы, необходимо увеличить тарифы по ОСАГО на 60–70%. На самом деле, это и есть приятные новости для автомобилистов, поскольку в таком случае они получат качественное ОСАГО, которое соответствует рыночным реалиям, а также более широкое покрытие полиса, достаточное для компенсации ущерба даже при ДТП с дорогой иномаркой. При этом стоимость полиса не будет превышать цены 2–2,5 баков бензина».

Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА, фото с сайта Examiner.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter