Жаль, что слова о культурном архитектурном наследии, да что там говорить, просто об историческом ландшафте города Уфы становятся общим местом. Центр города – исторически административный, как правило, застраивался добротными домами, которые и являют неповторимость облика каждого города. В учебных программах школьников появляются краеведение, уфаведение и прочие ведения, но на деле это выглядит отвлеченно. А каждый новый мэр старается привнести свой взгляд на градостроительство. В результате 400-летняя Уфа приосанилась, встала на сваи и поражает своими высотками, увы, снова типовыми и безликими. Вот с этого места мы начинаем сетовать про стерилизацию исторической памяти. Кто-то скажет – не очень-то нужна она, хлопот не оберешься с реставрацией...
Мой опыт взаимодействия с людьми на эту тему показывает, что мнения действительно разделились диаметрально. Но тех, кто слушает и начинает вглядываться в окружающее, намного больше. Оппоненты говорят: «Ну да, оглянуться, чтобы расстроиться… ничего же не осталось». Отчасти так, но есть и конструктивные предложения сохранить оставшееся общими усилиями. Не так давно один из представителей финансовой элиты республики предложил банкам вернуть кредитным учреждениям их исторические здания, отремонтировать их, чтобы сохранялась память места.
Много ли в Уфе подобных объектов? Возьмем самый запущенный случай. Вот уже более десятка лет в центре города на улице Карла Маркса мы наблюдаем разрушение домов, которые как раз и имеют «кредитную» историю. Дома Коншина и Виденеева сдавались в аренду. Среди серьезных арендаторов были как государственные учреждения, так и частные.
Банк
Акционерный коммерческий банк, основан в 1872 году в Екатеринбурге, с капиталом 2,4 миллиона рублей. С 1904 года действовал в Петербурге. Учредители – уральские и сибирские промышленники и торговцы. Занимался учетом векселей, ссудами под товары, скупкой золота и платины с последующей аффинажной переработкой их в слитки в собственных лабораториях. С начала 1910 года банк активно втянулся в биржевые операции и грюндерство, занимался также кредитованием торговых фирм, горной промышленности и транспорта Урала и Сибири. Занимал седьмое место в десятке крупнейших банков страны, имел к началу Первой мировой войны основной капитал в 20 миллионов рублей. В 1917 году у него было 72 филиала.
Отделение Сибирского торгового банка в Уфе было открыто в 1905 году и находилось на улице Александровской, 15 (ныне К. Маркса). Управляющим был назначен П.А. Дрозжилов, долгие годы проработавший в местном отделении Государственного банка, затем В.А. Чуфаровский, бывший сотрудник Крестьянского поземельного банка. В 1908 году отделения банка уже действовали в Троицке, в 1912 году – в Бирске, а в Стерлитамаке находились его комиссионеры. Диапазон денежных кредитов варьировался от двух тысяч рублей (М. Мухамадеев, хлеботорговля в Бирском уезде) до 100 тысяч рублей (С. Меклер, г. Уфа) и более. Кроме представителей деловых кругов из Уфы услугами банка в 1914 году пользовались средние и мелкие капиталисты из Стерлитамака и уезда (торговый дом «Братья Г. и К. Баязитовы»; С. Курбангалеев, мануфактурная торговля; И. Свистунов; П. Мастюнин (кожзавод и прочее); из Бирска и уезда (братья Файрузовы, мануфактурная торговля; В. Зубилов; А. Карелин). Среди клиентов банка заметным постоянством отличались «Миасское золотопромышленное товарищество», торговые дома Яушевых, Стахеевых, Манаевых, Лаптевых.
И биржа
По данному адресу находилась еще и Биржа. Биржи – всесословные самоуправляемые организации предпринимателей, в рамках которых осуществлялась оптовая торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами, а также ценными бумагами. Первая официальная биржа в России была открыта в 1703 году по инициативе Петра I. В конце XIX века действовала 21 биржа, в 1913 году – 93.
Организация и регулирование деятельности бирж определялось в порядке как общего (Торговый устав, статьи 656–663), так и специального (утверждение уставов отдельных бирж) законодательства. Общий надзор за биржевым делом осуществляли министерство финансов, с 1906 года – отдел торговли и промышленности. Местные власти не имели права вмешиваться в деятельность бирж. Посещать биржи и совершать сделки могло любое лицо без различия пола и вероисповедания, сословной и национальной принадлежности, при наличии у него торговых прав и соблюдения им положения о Государственном промысловом налоге.
Предприниматели, занимавшиеся торговлей, промышленным и банкирским делом, регулярно посещавшие биржу, имели право формировать свою корпорацию – биржевое общество. Для непосредственного управления делами создавался биржевой комитет. Наиболее распространенной категорией должностных лиц на бирже были маклеры – посредниками при заключении товарных и фондовых сделок были маклеры, биржевые нотариусы и аукционисты.
На Южном Урале биржевая торговля начала функционировать только в годы первой русской революции. В губернском городе Оренбурге с инициативой учреждения бирж в 1865 году выступил генерал-губернатор Н.А. Крыжановский. Но практическое решение вопроса протянулось до 1906 года.
В Уфе товарная биржа была учреждена в июле 1905 года. Инициатором ее учреждения являлся известный уфимский предприниматель Н.Н. Степанов, по признанию которого «для осуществления идеи открытия биржи потребовалось положить два года упорного и почти единоличного труда». Он являлся с начала деятельности и до начала Первой мировой войны председателем биржи. Членами биржевого комитета в 1908 году являлись Д.П. Бернштейн, Д.К. Юдаев, С.П. Зайков, С.С. Манаев, И.М. Шалин, французский подданный Г.А. Дэш.
В обязанности биржевого комитета входили:
Доставление правительству сведений о торговле и промышленности;
Надзор за установленным на бирже порядком торговли и действиями маклеров;
Наблюдение за котировкой цен на товары и издание бюллетеней.
В 1910 году биржевой комитет провел 39 заседаний и обсудил 87 вопросов, в том числе об урегулировании нужд судоходства по реке Белой; изменение русла ее; правила базарной скупки хлеба; меры против падения цен на хлеб. На Уфимской товарной бирже в основном заключались сделки по оптовой продаже сельскохозяйственной продукции, хлеба, древесины и сопутствующих продуктов.
Со временем увеличились размеры общего товарооборота Уфимской биржи. В 1908 году общий товарооборот составил 647,7 тысячи рублей, в 1910 – 972, 9 тысячи рублей, а в 1911 году – 1,1 миллиона рублей. Состав биржевого общества в ходе развития уфимской биржи постепенно расширялся. В его составе были как частные предприниматели, так и крупные торговые предприятия и банки.
В 1911 году в уфимском биржевом обществе числилось 32 фирмы первого и 103 фирмы второго разряда. Среди фирм первого разряда были крупные торговые банки (Волжско-Камский, Русский для внешней торговли, Сибирский торговый банк). Кроме банков в составе биржевого общества были крупные торговые фирмы, также относившиеся к первому разряду. В 1911 году к таким фирмам относились торговое товарищество «Караван», торговый дом И.Г. Стахеева, Уфимское лесопромышленное общество, фирма Н.В. Мешкова и прочее. Ко второму разряду относились менее крупные торговые фирмы, местонахождение которых ограничивалось в основном пределами Уфимской губернии (Уфа, Стерлитамак, Бирск, Давлеканово, Топорнино, Миасс, Благовещенский завод и прочие).
В 1920-х годах товарные биржи возобновили свою деятельность. К августу 1922 года, когда вышло постановление Совета труда и обороны о биржах, ставшее основой их существования, их число достигло 50. К 1923 году их насчитывалось 79, а к 1924 году – 96.
Самое большое значение в биржевом обороте имела Московская товарная биржа, оборот которой достиг 39,3% всего биржевого оборота, а затем Ленинградская (9,1%), Харьковская (8,1%), на остальные 109 бирж приходилось – 43,5%. В Уфе она вновь была основана 5 октября 1922 года. Председателем назначен был Шакир Тухватуллин. Заместителем его был Александр Сломянский. Организация отличалась относительной независимостью, внутренняя структура насчитывала шесть подразделений: маклериат с двумя маклерами, регистрационное бюро из трех членов и председателя, котировальная комиссия из семи человек, арбитражная комиссия, экспертное бюро и секция частной промышленности и торговли.
Большинство бирж, в соответствии с резолюцией IX съезда Советов, возникли как государственные, кооперативные или государственно-кооперативные. Однако в некоторых случаях в их зарождении участвовала частная торговля. Поскольку юридическая природа советских товарных бирж вызывала споры, разъяснениями комвнуторга от 18 января и 17 февраля 1923 года, биржи были признаны общественными организациями.
Как организации общественные товарные биржи устанавливали внутреннюю организацию и распорядок работы биржевых институтов. В Уфе в 1925 году по данным адрес-календаря биржа работала с девяти до половины четвертого – без выходных. Основным принципом организации товарной биржи была выборность ее органов. Комвнуторгу сообщались данные о личном составе избранного биржевого комитета.
В целом конкретные мероприятия деятельности бирж можно разбить на следующие группы:
деятельность бирж как органа защиты интересов торговли;
создание центрального рынка;
выявление состояния рынка и цен;
содействие развитию более высоких форм торговли.
В 1930 году деятельность советской биржи прекратилась. Утверждавшаяся в стране тоталитарная командно-распределительная система не нуждалась более в механизме свободного рыночного регулирования. За плановыми основами народного хозяйства стояла железно регламентная принудительная система контролируемого производства и распределения, держащая в руках свободу и права человека, его материальные и духовные потребности.
Дом по улице К. Маркса интересен еще и потому, что в 1920-х годах по этому адресу располагалось Башкирское отделение Народного банка, так как их историческое здание было занято наркоматом финансов.
Первый уфимский телеграф
По-прежнему остро актуальна судьба еще одного историко-культурного объекта по улице Чернышевского, 61, построенного в последнее десятилетие 19 века. Дом называют первым уфимским телеграфом.
Архитектуру дома определил «кирпичный стиль», господствовавший в городском зодчестве в последние десятилетия 19 века. Особенностью архитектурного декора здания являются два небольших купола, возвышающиеся над крышей, конструктивно и визуально они подкреплены ризалитами.
Дом построен Сергеем Сахаровым – меценатом и потомственным почетным гражданином Уфы, избирался городским головой. Сергей Сахаров был попечителем мужской гимназии на Большой Ильинской, помог оборудовать там церковь. Будучи одним из организаторов почтово-ямской службы в Уфимской губернии, он подарил городу помещение для почтово-телеграфной конторы, которая переехала в новое здание в 1907 году. При телеграфе неизменно работала сберегательная касса.
Первые кассы при почтовом ведомстве были открыты 1 ноября 1889 года. Новые органы предоставили немалые выгоды и удобства для населения, так как прием и выдача вкладов производились на протяжении всего дня работы почтового отделения и в будни, и в праздники. Единственное затруднение состояло в том, что ведение сберегательных операций поручалось людям, не обладавшим навыками работы в кредитных учреждениях.
Почтово-телеграфные сберкассы могли осуществлять без согласования с центральной сберкассой следующие операции:
Прием вкладов в сумме не более 1000 рублей от одного вкладчика и не более 3000 рублей от обществ и учреждений;
Выдачу части вкладов в сумме до 25 рублей по одной сберкнижке, если нет особого разрешения на выдачу вкладов в больших размерах;
Продажу сберегательных марок.
По всем другим операциям (при выдаче капитала или его части, превышающей 25 рублей при покупке процентных бумаг и переводу вкладов) почтово-телеграфные сберкассы служили посредником между клиентом и центральной сберкассой. Почтово-телеграфные кассы принимали только обыкновенные вклады до востребования. Ими не принимались вклады с особым назначением, или условные, за исключением вкладов, вносимых родителями на имя своих малолетних и совершеннолетних детей.
Вот такая кредитная история. Осталось только заинтересовать нашими развалинами тех, кто имеет реальные возможности изменить их участь в пользу исторического облика города.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ
Фото: Фото автора, из архива Национального музея РБ и с сайта U7a.ru