«Денежные мужики» – такое название получили фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля, созданных по заказу Госзнака Иваном Шадром (Ивановым). Вначале предполагалось выпустить несколько типов, отличных друг от друга по рисунку лицевой стороны. Один тип должен был отразить рабочую тематику – мастера у станка, второй – крестьянина на фоне фабричного города. Особый рисунок предлагалось сделать у червонцев, предназначенных для Закавказья. Однако утвердили всего один тип монеты. На лицевой стороне ее было помещено изображение крестьянина-сеятеля с лукошком на фоне фабричного города. На гербовой – герб РСФСР и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Мы знаем Ивана Шадра как автора знаменитой скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата». Уже стали забываться 16 скульптурных изображения вождя русской революции Владимира Ленина, в том числе и натурной скульптуры «Ленин в гробу». Мальчику из Шадринска, из семьи столяра Иванова, ученику Ф. Родена, видимо, суждено было создавать эпохальные вещи. Выпускнику Екатеринбургской художественно-промышленной школы предстояло долгое изучение профессии: в Санкт-Петербурге, Париже, Риме и Москве. В 1918–1921 годах он поживает в Омске.
В 1919 году в Омске Иван Шадр готовит проект памятника в честь освобождения Сибири, а также проект коронования адмирала Колчака. В том же году Сибирский кадетский корпус заказал ему памятник генералу Корнилову. А в следующем году скульптор создает памятник Карлу Марксу и жертвам белого террора. Не без внимания остался и памятник комсомолке, спортсменке и просто красавице Вере Волошиной, благодаря которой был создан типологический образ «Девушки с веслом».
Памятники Ивана Шадра можно было увидеть во многих городах и странах: в Москве, Челябинске, Львове, Монголии и Румынии.
На денежных купюрах были изображены реальные крестьяне: Порфирий Калганов – на 15 000 рублей 1923 года, крестьянин-сеятель Киприян Авдеев – на трех червонцах 1924 года, красноармеец – на 25 000 рублей 1923 года, то есть тот же крестьянин, но молодой. Потом их портреты появляются на облигациях Первого, Второго и Третьего крестьянских займов. Потом марки, опять деньги, опять марки – ежегодно, до 1931–1932 годов. Портреты шадринских крестьян публикуются повсюду, даже на обложке дешевых папирос «Смычка».
«Фигура красноармейца вполне национальна, – писал журнал «Советский филателист» (1924, №11–12). – Изображает она 20-летнего Ванюху, с полуоткрытым ртом, совершенно еще не искушенного жизнью, а живущего казармой, привыкшего слушать приказания своего начальства и быть всегда начеку. Красноармеец вышел до того удачен, что товарищ Троцкий в Москве, подойдя к фигуре, потрепал ее по щеке и сделал одобрительное замечание». Фигура же рабочего, отмечалось в том же журнале, производит какое-то странное впечатление, она вся из глубоких складок кожи и мускулов. Это, по объяснению самого И.Д. Шадра, рабочий не русский, не английский, не немецкий, а есть символ международного рабочего, содержащего в себе разноплеменные черты.
А первой золотой монетой Советской России стал червонец 1923 года. Автор проекта монеты – главный медальер монетного двора А. Васютинский, но моделью для рисунка лицевой стороны червонца ему послужила та самая скульптура Шадра. Характеристики червонца (900-я проба и вес 8,6 грамма) были идентичны царскому 10-рублевику. Большая часть тиража была использована за рубежом, и монет этого типа в стране осталось чрезвычайно мало – сегодня он считается большой нумизматической редкостью.
О своей работе натурщика Киприан Авдеев рассказывал довольно красочно: «У других или лицо неподходящее, или руки не такие, а у меня тютелька в тютельку. Дело было перед самым покосом. Жара несусветная. Я стою голый среди ограды на особой подставке. Рука на отлете затекает, и пошевелить ею нельзя. Пот градом, а он, Иванов, значит, вокруг меня танцует: и оттуда зайдет, и оттуда подойдет. А то заставит меня насыпать в лукошко песок и ходить – язви его! – вдоль ограды: рассеивать, значит. Народ, бывало, соберется, глазеет. Пострадай, кричит, Киприан! А я молчу, знаю, что им завидно».
Иван Шадр был талантливым монументалистом. Достаточно назвать такие его произведения, как памятник В. Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС в Грузии (1927 год) и памятник А. Горькому на площади перед Белорусским вокзалом в Москве (1939 год, закончен В. И. Мухиной). Но ключевой в творчестве Шадра-монументалиста должна была стать еще одна большая скульптура, несущая в себе осмысление планировочной структуры столичного города не менее яркое и своеобразное, чем у Клодта.
В наше время знаменитые скульптуры Шадра находятся в Третьяковской галерее. Сделанные с них разными художниками рисунки органически вошли в оформление многих денежных знаков и почтовых марок РСФСР. Изображение «Сеятеля» помимо золотой монеты было помещено на купюре достоинством в три червонца образца 1924 года, на облигациях выигрышных займов (1924, 1925, 1927 годы).
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ