Экономика Денежные мужики

Денежные мужики

«Денежные мужики» – такое название получили фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля, созданных по заказу Госзнака Иваном Шадром (Ивановым). Вначале предполагалось выпустить несколько типов, отличных друг от друга по рисунку лицевой стороны. Один тип должен был отразить рабочую тематику – мастера у станка, второй – крестьянина на фоне фабричного города. Особый рисунок предлагалось сделать у червонцев, предназначенных для Закавказья. Однако утвердили всего один тип монеты. На лицевой стороне ее было помещено изображение крестьянина-сеятеля с лукошком на фоне фабричного города. На гербовой – герб РСФСР и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Мы знаем Ивана Шадра как автора знаменитой скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата». Уже стали забываться 16 скульптурных изображения вождя русской революции Владимира Ленина, в том числе и натурной скульптуры «Ленин в гробу». Мальчику из Шадринска, из семьи столяра Иванова, ученику Ф. Родена, видимо, суждено было создавать эпохальные вещи. Выпускнику Екатеринбургской художественно-промышленной школы предстояло долгое изучение профессии: в Санкт-Петербурге, Париже, Риме и Москве. В 1918–1921 годах он поживает в Омске.

В 1919 году в Омске Иван Шадр готовит проект памятника в честь освобождения Сибири, а также проект коронования адмирала Колчака. В том же году Сибирский кадетский корпус заказал ему памятник генералу Корнилову. А в следующем году скульптор создает памятник Карлу Марксу и жертвам белого террора. Не без внимания остался и памятник комсомолке, спортсменке и просто красавице Вере Волошиной, благодаря которой был создан типологический образ «Девушки с веслом».

Памятники Ивана Шадра можно было увидеть во многих городах и странах: в Москве, Челябинске, Львове, Монголии и Румынии.

На денежных купюрах были изображены реальные крестьяне: Порфирий Калганов – на 15 000 рублей 1923 года, крестьянин-сеятель Киприян Авдеев – на трех червонцах 1924 года, красноармеец – на 25 000 рублей 1923 года, то есть тот же крестьянин, но молодой. Потом их портреты появляются на облигациях Первого, Второго и Третьего крестьянских займов. Потом марки, опять деньги, опять марки – ежегодно, до 1931–1932 годов. Портреты шадринских крестьян публикуются повсюду, даже на обложке дешевых папирос «Смычка».

«Фигура красноармейца вполне национальна, – писал журнал «Советский филателист» (1924, №11–12). – Изображает она 20-летнего Ванюху, с полуоткрытым ртом, совершенно еще не искушенного жизнью, а живущего казармой, привыкшего слушать приказания своего начальства и быть всегда начеку. Красноармеец вышел до того удачен, что товарищ Троцкий в Москве, подойдя к фигуре, потрепал ее по щеке и сделал одобрительное замечание». Фигура же рабочего, отмечалось в том же журнале, производит какое-то странное впечатление, она вся из глубоких складок кожи и мускулов. Это, по объяснению самого И.Д. Шадра, рабочий не русский, не английский, не немецкий, а есть символ международного рабочего, содержащего в себе разноплеменные черты.

А первой золотой монетой Советской России стал червонец 1923 года. Автор проекта монеты – главный медальер монетного двора А. Васютинский, но моделью для рисунка лицевой стороны червонца ему послужила та самая скульптура Шадра. Характеристики червонца (900-я проба и вес 8,6 грамма) были идентичны царскому 10-рублевику. Большая часть тиража была использована за рубежом, и монет этого типа в стране осталось чрезвычайно мало – сегодня он считается большой нумизматической редкостью.

О своей работе натурщика Киприан Авдеев рассказывал довольно красочно: «У других или лицо неподходящее, или руки не такие, а у меня тютелька в тютельку. Дело было перед самым покосом. Жара несусветная. Я стою голый среди ограды на особой подставке. Рука на отлете затекает, и пошевелить ею нельзя. Пот градом, а он, Иванов, значит, вокруг меня танцует: и оттуда зайдет, и оттуда подойдет. А то заставит меня насыпать в лукошко песок и ходить – язви его! – вдоль ограды: рассеивать, значит. Народ, бывало, соберется, глазеет. Пострадай, кричит, Киприан! А я молчу, знаю, что им завидно».

Иван Шадр был талантливым монументалистом. Достаточно назвать такие его произведения, как памятник В. Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС в Грузии (1927 год) и памятник А. Горькому на площади перед Белорусским вокзалом в Москве (1939 год, закончен В. И. Мухиной). Но ключевой в творчестве Шадра-монументалиста должна была стать еще одна большая скульптура, несущая в себе осмысление планировочной структуры столичного города не менее яркое и своеобразное, чем у Клодта.

В наше время знаменитые скульптуры Шадра находятся в Третьяковской галерее. Сделанные с них разными художниками рисунки органически вошли в оформление многих денежных знаков и почтовых марок РСФСР. Изображение «Сеятеля» помимо золотой монеты было помещено на купюре достоинством в три червонца образца 1924 года, на облигациях выигрышных займов (1924, 1925, 1927 годы).

Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Объявления