«В один из февральских дней 1917 года по Невскому проспекту проехала машина, – вспоминает художник Александр Алексеев. – Время от времени, не сбавляя скорости, фургончик выбрасывал из задней двери как бы немые выхлопы дыма: это были распечатанные пачки газет, простых листов с текстом на одной стороне. Профсоюз газетчиков распространял первые новости. Николай II арестован и отрекся от престола в пользу брата Михаила. Дума собрала Комитет общественного спасения. Великий князь отрекся от престола в пользу думы. Революция в разгаре в обеих столицах». А дальше в воспоминаниях Александра Алексеева речь идет об элегантных черных лимузинах, из которых наугад стреляют в прохожих. Предполагают, что это анархисты.
А Александр Блок в «Двенадцати» уже пишет про Ваньку с Катькой – в кабаке…У ей керенки есть в чулке!
За восемь месяцев существования временного правительства, оно выпустило на девять миллиардов рублей ничем не обеспеченных бумажных денег, так называемых «керенок». В это время покупательная способность рубля упала до восьми копеек. В истории создания бумажных денег казначейские знаки 20- и 40-рублевого достоинства занимают особое положение. Это связано с тем, что они были выпущены правительством Александра Керенского при использовании клише консульских марок. Форма и рисунок этих знаков были заимствованы с русской марки консульской пошлины в 10 рублей. Они выпускались без даты, номеров и подписей. Это позволило быстро изготавливать казначейские знаки, прозванные в народе керенками.
Оригиналами были всего четыре купюры: 20, 40, 250 и 1000 рублей 1917 года. Собственно керенки – это казначейские знаки номиналом в 20, 40 и 250 рублей, обязательные к приему наравне с кредитными билетами.
Банкноты печатались красками следующих цветов:
Купюры были двусторонними и имели водяные знаки. Банкнота номиналом 1000 рублей образца 1917 года с изображенными орлом и свастикой носила название «думка» или «думских денег», поскольку на оборотной стороне помещалось изображение здания Государственной думы России (Таврического дворца в Петербурге).
Керенки номиналом 20 и 40 рублей печатались в 1917–1921 годах, что сравнительно долго для керенок.
Размеры банкнот – 61х50 мм, бумага без водяных знаков, без подписей, без номеров. На 20, 40, 250 рублях в основном изображались номинал и орнамент, герб Временного правительства. К январю 1921 года керенок номиналами 20 и 40 рублей было выпущено на сумму 21 764,5 миллионов рублей. Вследствие слабой защиты казначейских знаков, вместо традиционных принципов оформления бумажных денег, через все поле на оборотных сторонах крупным шрифтом напечатано: «Подделка преследуется законом». Однако на эту угрозу наказания никто не обращал внимания. Именно керенки, в отличие от всех известных видов бумажных денег, подделывались в огромных, даже трудно вообразимых количествах. Имеются сведения, что керенки выпускались не только в стационарных провинциальных типографиях, но и в полевых условиях. Иногда печатное оборудование следовало с войсками, которые вели боевые действия, что упрощало денежное обеспечение личного состава воинских частей. Качество изготовления таких бумажных денег было, безусловно, еще хуже, чем в стационарных типографиях, приспособленных для печатания денег. Известна даже история про генералов-фальшивомонетчиков.
Но у народа все находит применение. Сейчас одну керенку (кроме «думки») можно купить менее чем за 50 рублей. А еще раньше... Помните у Стругацких: «Все копишь, а для чего копишь – сама не знаешь… На последней реформе-та как погорела, а? То-то! А екатериновками? Сундуки оклеивала! А керенками-та, керенками! Ведь печку топила керенками…»
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ