Задолго до отмены крепостного права один из лидеров славянофилов Алексей Хомяков писал о своем сословии – помещиках: «Как бы каждый из нас ни любил Россию, мы все, как общество, постоянные враги ее, разумеется, бессознательно. Мы враги ее, потому что мы иностранцы, потому что мы господа крепостных соотечественников, потому что одуряем народ».
Сегодня мы говорим об Иване Аксакове – младшем сыне нашего земляка, писателя Сергея Аксакова, который представлял собой редкое общественное явление. Мы знаем его как лидера славянофилов, оригинального мыслителя, общественного деятеля. Начинал службу в Правительствующем сенате. Один из его бывших товарищей барон Бюлер сообщал, что «он занимался по 16 часов в сутки, постоянно писал, читал, делал правки в Своде законов, и только по окончании служебных дел, как бы для отдохновения и забавы, принимался за стихи». В 1848 году Иван Аксаков стал чиновником особых поручений, под начальство графа Льва Перовского при Министерстве внутренних дел. Вскоре был арестован. Ближайшим поводом к аресту послужили письма к его отцу, которые «заставляли предполагать в Аксакове либеральный (противоправительственный) образ мыслей». При чтении их император Николай Павлович сделал свои заметки и, возвращая рукопись шефу корпуса жандармов, написал: «Призови, прочти, вразуми и отпусти».
В середине 1861 года Иван Аксаков возвратился в Москву и выхлопотал разрешение издавать под своей редакцией еженедельную газету «День». Эта газета сделала его имя знаменитым во всей России и за ее пределами. Одна из главных причин успеха лежала в первостепенном публицистическом таланте редактора-издателя, авторитетно обсуждавшего славянский вопрос; проблемы, связанные с крупнейшими реформами – крестьянской, судебной, земской, а также вопрос польский. Это был один из самых оживленных периодов деятельности Ивана Аксакова: за ним упрочилась в это время слава пророка славянофильства – слава, облетевшая всю образованную Россию и Европу. Имя его стало политическим знаменем. В годы сербской войны и войны с Турцией болгарскими избирательными комитетами его кандидатура предлагалась на болгарский престол.
Сложившись как своеобразная разновидность национального романтизма консервативной складки, славянофилы ставили во главу угла развития России общину, видя в этом проявление ее провиденциальной самобытности. Экономическая платформа сформировалась не сразу. Большое значение имели взгляды прусского барона Августа фон Гакстгаузена. Знакомы были славянофилы и с идеями Михаила Орлова о государственном кредите. Вследствие близости последнего к славянофильским кругам, они первыми практически использовали идеи Орлова.
«Славянофилы не мирились с отставанием России от наиболее развитых стран Западной Европы. На страницах своей новой газеты «Москва» Иван Аксаков выступил от имени новой общественной силы.
Иван Аксаков поддерживал развитие национальной промышленности и торговли. Он выступал с требованием «предоставить больше свободы частному капиталу…». Надо сказать, что Иван Аксаков был хорошо готов к этой полемике по этим вопросам, поскольку еще «в 1853 году принял предложение Географического общества описать торговлю на украинских ярмарках. Он отправился в Малороссию и провел в разъездах по ней весь следующий год. Результатом поездки стало обширное «Исследование о торговле на украинских ярмарках». Оно было встречено единодушными похвалами всей печати, а два ученых учреждения удостоили Ивана Аксакова почетных наград: географическое общество, на свой счет издавшее исследование, присудило Константиновскую медаль, а Академия наук – половинную Демидовскую премию. Аксаков также глубоко изучил речную и морскую торговлю, а также ее эволюцию.
Он одним из первых оценил значение нового социального типа – купца, «ворочающего миллионами рублей, а также умело приспособил славянофильство к взглядам патриархального в быту, косного в политике московского купечества». В 1869 году при его участии было основано Московское купеческое общества взаимного кредита, а уже в 1874 году он возглавил его банк. Честность и безупречная деловая репутация Ивана Аксакова вместе с его организаторскими способностями привели к процветанию этого банка.
Не все славянофилы были согласны с поздним Аксаковым. Но тем не менее ситуация развивалась так, что именно он претворял теорию кредита – в практику, причем, как всегда это бывает, «с отступлениями от первоисточника». Иван Аксаков вместе с другими славянофилами участвовал в учреждении акционерных обществ, банков, обществ по строительству железных дорог и морских пароходств, и пр. Он сумел установить тесные связи с московским купечеством – восходящим классом российского общества. В составе купцов преобладали старообрядцы, представители той части русского народа, которая сохранила традиции исконной допетровской Руси и при этом сумела добиться экономического процветания.
Иван Аксаков еще в период своей службы, когда занимался делами старообрядцев, заинтересовался примером особой русской экономики, основанной не только и не столько на получении прибыли, сколько на выполнении неких этических норм. Это отличало его от большинства деятелей славянофильского движения, сохранявших дворянское презрение к торговцам. Несмотря на несколько критическое отношение к купечеству, которое вынес Иван Сергеевич из своих путешествий по России («необычайно умен и великая скотина русский торговый человек», восклицал он, ознакомившись с нравами купечества), он понимал, что именно от купцов и промышленников зависит дальнейшее развитие страны.
Славянофил, «правдиво-истинный» мыслитель Иван Аксаков сочетал в своих воззрениях монархизм с критикой государственной власти, утверждая, что «государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого… государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней».
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ