История русского медальерного искусства знала годы, полные значительности и красоты, и ее страницы украшены славными именами, однако ныне почти позабытыми. Одним из ярких представителей был Павел Уткин (1808–1852), чье дарование украсило летопись этого искусства.
Павел Уткин родился в семье мастерового Златоустовского казенного завода. В 1823 году он начал работать на Златоустовской оружейной фабрике и был отправлен вместе с другими подростками в Санкт-Петербург для обучения в Академии художеств.
Уткин был принят в академию, причем ежегодно на содержание его департаментом препровождалось 600 рублей. По просьбе директора департамента соляных и горных дел Егора Карнеева его определили на скульптурное отделение. Уже по экзамену, проведенному 10 апреля 1826 года, ученик Павел Уткин за лепку с натуры был удостоен серебряной медали второго достоинства.
Своею специальностью молодой скульптор выбрал медальерное искусство. «За лепление с натуры» 1 сентября 1828 года он получил серебряную медаль первой степени. Летом следующего года по представлению академика Петра Доброхотова совет определил ему программную работу для золотой медали: «вырезать на камне Орфея, выводящего из Ада Евридику, каковой сюжет уже вылеплен им в барельефе из глины». По отзывам в ней было много остроумия и выдумки.
В 1829 году Павел Уткин лично делал штемпель «Геркулес и Миневра», который министерство финансов передало императору Николаю I. Работа государю понравилась, и он распорядился отлить ее в серебре.
В ноябре 1830 года выпускник академии в звании художника 14 класса по медальерному искусству оставлен в академии еще на один год «для усовершенствования в своем художестве». Своей «программой» (дипломной работой) Павел Уткин заслужил звания художника и право на заграничную командировку в Италию, поскольку ему была присуждена золотая медаль первого достоинства.
В резьбе по камню учителем уральского медальера был Петр Доброхотов. Под его руководством юный Павел Уткин выполнил резные работы: фигуры Марса и Афины, голову Александра Македонского, голову Эскулапа. Работы его отличались «любовью к формам жизненным, быстрым и цветущим». После смерти наставника, весной 1832 года должность преподавателя медальерного класса поручили Павлу Уткину, который стал единственным преподавателем в медальерном классе Академии художеств почти на протяжении 20 лет. У него обучались Фальк, Реймерс и Амбаров, в начале 1846 года туда поступил Егор Бояршинов, еще один не менее одаренный златоустовский самородок.
С января 1835 года Павел Уткин совмещает преподавательскую деятельность с работой на Санкт-Петербургском монетном дворе. Нам известны два рисунка мастера: пять проектов (на одном листе) для монеты 1,5-рублевого достоинства 1836 года в частном собрании. Он работал над лицевой стороной юбилейной медали, а позже – и монеты на закладку Александровской колонны. В Русском музее императора Александра III хранится коллекция из 14 медальерных восковых работ мастера. Привлекает медаль на кончину баснописца Ивана Крылова.
19 сентября 1839 года Павлу Уткину «за искусство и познания в медальерном искусстве присвоено звание Академика художеств». Еще через три года он «возведен в звание профессора третьей степени, состоящее по штату академии в 8 классе. Пересмотрев работы медальера, нельзя не согласиться со словами одного из его современников: «Его сочинение, лепка моделей и резьба на стали и камнях отличаются особенною верностью, хорошим стилем и редкою отчетливостью работы».
За всеми этими более или менее крупными событиями в жизни среднего русского художника прежних времен следует масса других, мелких и незначительных, но интересных для общей картины былой жизни – заказы, повышения окладов, служебные неурядицы и тому подобное. Последними жизнь Павла Уткина была более богата. Но главной ее достопримечательностью, истинной славой стали его работы, в продолжение 25 лет обогащавшие русское медальерное искусство.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ
Фото: Фото с сайта ArtMedal.info