В начале сентября министр экологии республики Урал Искандаров заявил, что в регионе вырастет стоимость вывоза мусора. И озвучил тарифы — как минимум 75 рублей по многоквартирным домам, 76 — по частным, причем с человека. Хотя на сегодняшний день на территории всего региона действует единая установленная плата: в населенных пунктах, где мусор вывозился еще до января 2019 года, плата составляла 70 рублей с человека, а где мусор начали вывозить после — 35 рублей. Дату, когда люди получат платежки с начислениями по новым правилам, пока не назвали.
Новость жители республики восприняли в штыки, негодовали — мол, власти придумали делать деньги из воздуха.
Почему нужно поднимать плату за обращение с отходами, влезают ли мусоропереработчики в карман к населению, за счет каких средств они строят сортировочные узлы — об этом в эфире инстаграм-канала UFA1.RU рассказал руководитель отделения «Российского экологического общества в РБ», управляющий директор регионального оператора «ЭКО-сити» Артем Киреев.
Региональный оператор «ЭКО-Сити» отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами в южной половине республики. Выбран на конкурсной основе Министерством природопользования и экологии Башкирии.
Про повышение тарифа
— Если мы говорим о том, что вкладывается в формулировку реформы, то главная её цель — выстроить полный цикл от образования отхода у населения до его утилизации через вывоз, сортировку, которая позволяет вовлечь во вторичный оборот определённые отходы, захоронение или утилизацию того, что уже нельзя пустить на вторичную переработку. Мусорная реформа как раз про этот цикл. И если правительство ставит нам задачу, чтобы этот цикл работал на фоне с другими регионами и РБ должна стать лидером в этой сфере, то мы, конечно же, должны быть приравнены к плате, как в других регионах. На сегодня у нас самая низкая плата в РФ. Это решение Радия Фаритовича, озвученное в декабре 2018 года на временный переходный период. Ожидалось, что этот период продлится 11 месяцев, но длится он уже почти 1 год и 9 месяцев. Без приведения платы граждан к экономически обоснованному тарифу, который уже существует во всех регионах, будет невозможно в полной мере организовать реформу, выстроить всю ту структуру, о которой я говорил ранее: полноценный вывоз, строительство объектов по сортировке, захоронению. Сегодня учредители финансируют в большей мере операционные издержки, которые позволяют соблюсти регулярность по вывозу, они установлены по согласованию с муниципалитетом и администрацией. Но таким образом сниженная плата граждан не позволяет выйти в инвестиционную стадию по отрасли. Для того чтобы мы стали лидером, мы должны в достаточной мере обеспечить показательность проекта по уровню вовлечения отходов во вторичный оборот. А этого можно добиться, только если создать сеть современных сортировочных центров.
Про наличие сортировочных узлов по республике
— Стерлитамак, Салават, Ишимбай и, в общем-то, южная агломерация в полной мере на сегодняшний день обеспечены сортировочными мощностями. Там современное оборудование, которое учитывает и в полной мере позволяет переработать объём образующихся отходов.
По этой части мы уже пошли дальше и запустили первую сортировку в сельских территориях. Это Аургазинский район, на полигоне близ райцентра Толбазы построен сортировочный комплекс. И постепенно мы придём к такой сети сортировочных комплексов и на других территориях. Помимо этого, у нас завершается строительство объекта в Мелеузовском районе, а также начали объект близ города Сибая. Это позволяет закрыть потребность в мощностях для создания объектов сортировки и захоронения. Если говорить о транспортировке, то здесь мы тоже вкладываем в это большие деньги. Притом хочу отметить, что все те вложения, которые на сегодня идут в объекты, не присутствуют в тарифе регионального оператора «ЭКО-сити». Все эти вложения — вклад учредителей за счет собственных средств. Мы ведем это собственными средствами и участием банковского сообщества для финансирования этих объектов. Из платы населения, которая у нас на сегодняшний день экономически обоснована в МКД — 94,94 рубля. И в Ижевске тоже экономически обоснованная плата — 96 рублей. Эта сумма позволяет оплатить только вывоз, сортировку и захоронение. Мы своим тарифным решением ни в коей мере в карман к населению не залезаем.
Про транспортный парк
— Вывоз — это, наверное, основная составляющая в структуре тарифа. В ней 75 процентов занимает транспортировка и 20–25 — плата за сортировку и за хранение. Остальное — уже затраты на изготовление квитков.
Сортировка и захоронение — это то, что население каждый день не видит. Население видит контейнерные площадки, мусоровозы, желательно современную технику, которая при загрузке контейнера не проливает возникающую влагу на асфальт, который потом приобретает неприятный запах. Наши учредители вложились в современный тип техники — в день у нас на маршруте порядка 200 единиц в зависимости от графика, из них более 70 процентов — современный транспортный парк. Остальное — это те территории, где предстоит развиваться, и технику, естественно, мы тоже заменим: старые железные контейнеры на современной технике использовать невозможно, она подбирается под развитие контейнерного парка. У нас присутствуют современные марки: Volvo, Scanny, которые зарекомендовали себя как на российском, так и на международном уровне. Современная техника меньше шумит, в момент опорожнения не проливает влагу из контейнеров, позволяет не только показать услугу на достойном уровне, но и выстроить другую структуру экономики тарифа. Одна единица новой техники по своим характеристикам заменяет три единицы старой техники, что в будущем, конечно, повлияет на корректировку тарифа в затратной части. Вывоз таким образом станет более эффективным.
В технику и контейнеры суммарно вложено уже порядка 2 миллиардов рублей. Это значительно больше, чем нормативные затраты, заложенные в тарифе, где на контейнеризацию предусмотрен 1 процент.
Мы провели масштабную замену техники и контейнеров евротипа в Белорецком районе. И то же самое мы наполовину сделали в Стерлитамаке.
Про график вывоза мусора
— Всем хочется, чтобы мусоровоз приезжал без опозданий в определённый период времени. Наши инвесторы вложили порядка 10 миллионов на собственную автоматизированную систему транспорта. Стандартно в своей деятельности используют систему ГЛОНАСС. Благодаря ей мы можем отследить движение мусоровоза и наличие топлива в баке — это два ключевых фактора. По этой части мы пошли на сотрудничество с компанией «Большая тройка» — они считаются лидером по части систем управления, которые нам позволяют вести фотоотчёт до/после. Внедрение этой системы уже закончили. Следующий этап — по математической модели — система выдаёт нам рекомендации о цикле наполнения контейнеров. Система запоминает уровень заполняемости контейнеров и далее даёт рекомендации — «желательно подъехать на 15 минут раньше». Можно изменить время и оптимизировать тем самым издержки.
Про построение ценообразования вывоза
— Калькуляция тарифа складывается из затрат перевозчика; сортировки и захоронения; размещения отходов, невозможных к захоронению; приобретения контейнеров; изготовления и доставки квитков; расходов на заработную плату и персонал. Этот тариф формируется котловым способом. В общий котёл собираются все издержки по зоне, структурируются, и по итогу плата делится на норматив накоплений, который утвержден правительством республики, умножается на тариф и делится по месяцам.
Получается, что мы привязались к количеству проживающих. Это позволяет лучше идентифицировать отходообразователя, так как не приходится платить за другого.
О нормативах
— Нормативы образования отходов рождаются путем годового замера. Есть федеральная методика измерения объема образования отходов. Когда в течение года поадресно проводится замер объёма образования отходов. Далее эти цифры делятся уже на количество населения. С точки зрения образования отходов мы частично отстаём от других регионов. Сравнивать республику, например, с Татарстаном мы не можем: у них больше городского населения, меньше площадь территорий, разное количество городов. Мы отличаемся даже по ландшафту. Поэтому сравнение с Екатеринбургом наиболее правильное: там плата составляет 128,27 рубля для сельского и 104,68 рубля для городского населения. У нас же — 35 для сельского и 70 для городского населения. Без инвестиций эта отрасль не выживет.
О приемных пунктах перерабатываемого сырья
— Это один из инструментов, который позволяет населению сократить свои издержки по оплате за вывоз ТКО. У нас эта сеть недостаточно развита. Это немного не тот бизнес, который напрямую связан с функционалом регионального оператора. Пункты приема позволяют собрать большой объём и далее продать его потребителю, который будет его перерабатывать. Мы идем немного другим путем — развиваем перерабатывающие мощности вокруг своих сортировок. В Стерлитамаке, например, у нас открыто производство флекса из пластиковых бутылок. Мы видим, как эта сеть приёма вторресурсов развивается в западных странах. Там есть паркоматы, сдавая мусор в которые, ты получаешь либо скидку в магазине, либо деньги.
Про раздельный сбор мусора
— Первый шаг для нас — закончить контейнеризацию территории. В отдаленных территориях мы ведём мешковый сбор. Это целые города, где не хватает места для размещения контейнерных площадок. У нас развита сеть территориальных представителей, где 22 муниципалитета в зоне обслуживания, и в каждом есть территориальный представитель, в чьи задачи входит правильно локализовать контейнерную площадку близ какого-то объекта, потому как там есть ряд определённых требований, которые должны учитываться.
Население беспокоит запах от площадки. Сюда на помощь приходят СанПиН и территориальные представители, которые должны подсказать, где правильно будет её установить.
Про тариф на раздельный сбор мусора
— Если говорить о раздельном сборе, то тогда должен быть и отдельный тариф на раздельный сбор. При смешанном отходы сортирует сортировочный комплекс, при раздельном — люди. Это большой плюс по части сохранения экологии. При такой сортировке отходы в большей мере подлежат переработке. Но в то же время в этом вопросе не должно быть профанации. Когда подъезжает один и тот же мусоровоз и закидывает отсортированный мусор в один и тот же отсек, тогда мусоровоз должен минимум три раза подъезжать за разными видами отходов.
Но стоит понимать, что привитие культуры раздельного сбора — это долгий процесс. Это не может произойти одномоментно. Мы пока только внедряем это. И мы смотрим на опыт зарубежных коллег — даже они шли к этой культуре по 20–30 лет. Но частично мы это уже используем — те же самые сетки под ПЭТ.
Нужно мотивировать гражданина заниматься этим. Например, в Вене плата за обслуживание составляет 12 евро (по курсу на 15 сентября это составляет 1069 рублей), если ты не сортируешь мусор, и порядка 7–8 евро (623–712 рублей), если сортируешь. Поэтому это необходимо скорректировать. Для тех, кто занимается раздельным сбором, плата должна быть ниже.
Если у вас есть жалобы на регоператоров, сообщите нам об этом. Присылайте сообщения на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.