

Третий вечер международного фестиваля «Сердце Евразии» носил ярко выраженную национальную окраску, что заставило задуматься о национальной самоидентификации. Ее застывшими символами и проявлениями на протяжении многих лет являются несколько вещей: курай, башкирская пчела и, соответственно, башкирский мед, башкирские лошадки, башкирские танцы, великолепная природа республики, которую трудно окрасить национально, поскольку это чудо — общечеловеческое, и, конечно же, национальный герой башкирского народа, рядом с чьим памятником и проводилось это массовое действо.

Конечно же, я не против национальной идентификации. Более того, считаю, что она обязательно нужна любому народу. Смущает другое: ее застывшие во времени и никак не развивающиеся в соответствии с современными тенденциями внешний облик и характер.
Мне как журналисту с многолетним стажем работы столько раз приходилось все это видеть и слышать, что иногда кажется, будто национальное время остановилось навсегда и никак не развивается.
Или же переживает некую трансформацию, но в худшую сторону.
Поясню мои размышления примерами. Позавчерашняя «Симфоночь» показала нам европейский уровень искусства и культуры. Правда, желающих посмотреть это оказалось в семь раз меньше, чем фанатов группы «Би-2». Соответственно, 70 тысяч к 10 тысячам. На «Симфоночи» я видела зрителей совсем другой культуры и ментальности, чем на вечере, посвященном столетию республики. Соответственно, и уровень предложенного нам зрелища на третьем вечере был совсем другой.

Лишь несколько номеров этого концерта могли претендовать на одобрение взыскательного культурного вкуса. Это выступление Аскара Абдразакова, в исполнении которого прозвучала песня «Уралым», шедевр и жемчужина народного искусства. Это вводящая в космический транс музыка ансамбля «Курайсы» под управлением Роберта Юлдашева и московская этногруппа «Заман» с великолепной солисткой, обладающей потрясающим голосом и истинно национальной красотой. К сожалению, организаторы концерта не всегда объявляли имена участников групп и солистов, что, конечно, является минусом в организации вечера.

Рок-группа «Бурелар» — «Волки» — явно не дотягивала даже до республиканского уровня. Выступали ребята небрежно, на уровне сельского Дома культуры. А я думала: «Неужели они никогда не видели записей выступлений мировых звезд рока — группы "Металлика", The KLF, Оззи Осборна, группы Guns N’ Roses? Если б видели, то, наверное, постеснялись бы называть себя рок-музыкантами».

Впрочем, все остальное было еще хуже. Беспомощное мяуканье новоиспеченных безголосых звезд «Инстаграма» и шоу «Голос» не вызывало никакого «треньканья» внутри. Но непривередливый «пипл», собравшийся на площади «Ватан» в этот вечер, — в основном это были девочки-малолетки из Черниковки, Шакши и ДОКа — с удовольствием «хавал» весь этот наспех слепленный культур-мультур.
Прослушав первую песню рэпера RNT (Рината Нуровича Нигматуллина. — Прим. авт.), я и вовсе не выдержала столь низкопробного примитива и срочно катапультировалась домой под мелким дождиком, подталкиваемая в затылок напевами: «катык», «коймак», «корот». И уже дома, лежа в теплой постели и глядя на голубой экран, удивлялась секрету небывалой популярности Элвина Грея / Радика Юльякшина, не дотягивающего по уровню даже до «Ласкового мая».
«Ты будешь моей! Ты будешь моей!» — назойливо повторяла одно и то же местная поп-звезда. И пэтэушного вида девочкам-малолеткам все это безумно нравилось.

Национальная идентификация при таком уровне «звезд» местного попа и рока скатывается до уровня психологии и ментальности малообразованной и малокультурной толпы, с которой можно творить все что угодно…
Да еще и певице Алсу объявили в этот вечер о присвоении звания «Народной артистки Башкортостана», когда впору присваивать ей звание антинародной после сомнительного скандала с ее дочерью на детском шоу «Голос». Это и вовсе испортило впечатление от вечера.

Поделитесь своими впечатлениями от фестиваля. Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.