Фольклор Башкирии богат на различных существ, сильно отличающихся от восточноевропейского эпоса. Среди них особенно выделяются несколько, и сегодня мы расскажем о персонаже, появлявшемся в большинстве старинных сказок и приданий. Имя ему — Аждаха, древнее нечто, напоминающее змею. А знали ли вы, что такие существа действительно бороздили просторы уральской земли? А как именно — рассказываем далее.
Демон, которого придумали
В переводе с башкирского Аждаха означает дракон. В большинстве произведений его описывают как змею небывалых размеров. Где-то речь идет о нескольких метрах, где-то даже о километрах. Персонаж тесно связан не только с эпосом, но и с реальной историей башкирского народа.
О связи Аждахи с реальными историческими событиями в своей статье «Аждаха в фольклоре башкир» подробно рассказала кандидат исторических Азалия Илимбетова. Согласно материалам ее исследования, змееподобное существо изначально появилось в древних верованиях. Речь идет о так называемом культе змеи, который существовал по всей Средней Азии и Ближнему Востоку. Это, в первую очередь, подтверждает то, что аналогичные слова есть и в других языках. Например, в Сербии существо называют Аждайя, в Болгарии — Аждер, в Турции — Аждарха и так далее.
Изначально верование появилось среди Иранцев, именно в их текстах было первое упоминание о могущественной змее Ажи-Дахака. Последователи ее культа верили в то, что люди произошли от змей, поэтому нужно боготворить и возносить их, но не всех, а именно Аждах.
Согласно верованиям, Аждахой является любая змея, которая прожила сто лет и ни разу не показывалась на людях. У некоторых народов, кстати, цифры и прочие условия могут сильно отличаться, например, на Ближнем Востоке члены культа верили, что животному необходимо прожить 500 лет, чтобы стать Аждахой. Однако в большинстве текстов упоминается, что в таком случае существо превращается в Юху — злобного демона, цель которого — убийство людей.
Если судить по верованию культу, сама Аждаха не является ни демоном, ни злобным духом, а уж тем более даже драконом. Это змея с большой головой. Также существо за счет своих размеров обладает недюжинной силой, которую часто раздували в фольклоре. Например, в сказании «Акъял-батыр» Аждаха могла создавать своим хвостом пыльную бурю и застилать ей небо, не давая проникнуть свету. Именно после этого их начали называть демонами.
Как менялась Аждаха
Читая различные сказания и другие произведения эпоса, может сложиться впечатление, что Аждахой называли чуть ли не каждое змееподобное существо. Даже того же славянского Змея Горыныча в Башкирии назвали так. Однако чаще в фольклоре древних жителей республики мелькали всего несколько образов.
Одним из самых популярных образов, если не уходить от Горыныча, является форма дракона с несколькими головами. В башкирском эпосе такая Аждаха появлялась часто, а ее образ как только не гиперболизировался. Впервые двуглавая гидра появилась в сказании «Ахмет-батыр и Худайбирде-батыр», после чего с каждым вновь придуманным произведением число голов у дракона увеличивалось в геометрической прогрессии. Так, например, родилось сказание «Джигит, победивший тысячеголовую Аждаху».
Чаще всего в башкирском эпосе встречался другой вид Аждахи, способный превращаться в людей. От сказания к сказанию их образ менялся от полулюдей, у которых вместо ног были змеиные хвосты, к полностью антропоморфным или же похожим на обычных людей существам. Чаще всего Аждаху изображали женщиной, но были в произведениях и мужчины. Все мускулистые, кстати.
Ярким примером подобной истории является сказание «Килтяй Мэргэн и его сестра». Там рассказывается о батыре Килтяе и его безымянной кровной родственнице. В один из дней главный герой ушел на охоту и наказал сестре ни в коем случае не обижать кошку. Как только Килтяй ушел, девушка решила из чистого интереса пнуть животное. То испугалось и в попытках сбежать из дома опрокинуло кувшин с водой прямо на огонь в печи. Сама виновница развести пламя в печи не смогла, поэтому отправилась в дом к старухе-ведьме попросить о помощи. Колдунья, которая оказалась обернувшейся в человека Аждахой, начала в отсутствие батыра приходить в дом к девушке и сосать из ее жил кровь. Килтяй, заметив это, попытался дать демону отпор, но погиб.
Иногда всё-таки Аждахи появлялись в сказках в роли добрых и рассудительных персонажей. Например, в народном произведении «Красная подушка» главный герой, который родился в бедной семье, вынужден был всю жизнь пасти овец. В один из спокойных дней он стал свидетелем чуда: внезапно загорелась одна из его любимых лошадей. Из пламени появилось существо в виде девушки, которая сосала кровь у животного. Долго не думая, безымянный пастух вступил с ней в драку, во время которой откусил палец противницы. Испугавшись, дева убежала в лес.
Вернувшись домой, герой обнаружил, что у его годовалой сестры, лежавшей в люльке, нет пальца. Долго батыр не думал, решил, что ребенок — это и есть Аждаха, и кинул его в печь. Родители, мягко говоря, удивились такому ходу событий и выгнали сына из дома. Спустя год скитаний егет наткнулся на большого белого дракона, являвшегося Аждахой. Тот представился сыном царя змей.
Вместе с Аждахой герой забрел в королевство змей. Новый друг батыра предложил забрать из дворца все, что тот пожелает. Юноша попросил лишь красную подушку. Та внезапно превратилась в черноволосую красавицу, с которой главной герой не прочь был предаться любовным утехам. Счастье длилось недолго. Однажды правитель местного людского поселения решил насильно отобрать девушку у егета, а того привезти на аудиенцию.
Царь приказал юноше не просто отдать красавицу, но и найти ему еще одну такую же. Искомая девушка была подругой «красной подушки». Егет нашел даму, но решил жениться на ней и навсегда забыть о прошлом. Стражники нашли его через год и снова отобрали новую суженную. Разозлившийся царь приказал парнишке найти еще одну красавицу.
Как можно было догадаться, третья девушка тоже была подругой других двух красавиц и тоже стала третьей женой егета. Царь, узнав это, приказал его убить. Женская разведка быстро прознала об этом и наказала главному герою идти и вербовать Аждаху для боя с войском неприятеля. В итоге джигит на 7-головом змее не просто уничтожил толпу недругов, но и полностью разрушил государство, а также лично убил царя. Змей даже помог парню отстроить свое новое королевство и назначил его султаном.
Культурное наследие
Суммарно Аждаха являлся героем более 50 различных произведений. Некоторые из представителей змеиного рода вовсе становились главными антагонистами произведений. Например в эпосе «Урал-батыр», где идейным противником известнейшего башкирского молодца был царь змей Кахкаха. Где-то демоны-драконы даже женились на главных героинях, были главными героями и даже помогали людям заключать брак.
Интересно наблюдать за тем, как обычное верование в змею как в тотемное животное оставило такой большой след в фольклоре. Несмотря на то, что сам культ змей был вполне мирным образованием, верящем в то, что пресмыкающиеся — их главные покровители, следующие поколения превратили Аждах в демонов и убийц.
По мнению Азалии Илимбетовой, это произошло в результате религиозных столкновений, повлиявших на развитие культуры. Несмотря на то, что изначально древние башкиры были теми еще язычниками и зороастризмами, с годами среди них стал набирать популярность Ислам, где подобные верования всячески порицались. Из-за этого с годами в эпосе всё чаще называли Аждах демонами и проклятыми существами. Хотя кто знает, может некоторые из них даже существуют среди нас и по сей день.
Напомним, проверить себя на знание древних мифов можно не уходя с нашего сайта. Мы загадали нескольких демонов, джинов и прочих потусторонних личностей из башкирского фольклора. Попробуйте угадать, кто есть кто.