Дина Махиянова вышла замуж очень молодой, но скоро разочаровалась в браке и после нескольких попыток ушла от супруга. Сделать этого раньше она не могла, потому что боялась мужа, и, видимо, не зря. Алик Махиянов не хотел отпускать жену, он преследовал ее днями напролет и угрожал убийством, если та не вернется «в семью». Дина не поддалась и даже просила защиты у полиции, но это ее не уберегло. Поздней ночью Махиянов подкараулил ее возле дома родителей, куда сбежала женщина, и жестоко расправился с ней. А ведь, по словам подруг, Дина, наконец освободившись от супруга, только начала жить полной жизнью. Разбирательство длится уже почти год, суд над Аликом выходит на финишную прямую. Сегодня, 12 августа, в материале UFA1.RU — подробности трагической истории Дины Махияновой.
Всё началось с фермы
Дина — уроженка Белорецка. После школы, как некоторые ее сверстники, она не стала уезжать из родного края и осталась в нем учиться дальше. Она поступила в филиал Магнитогорского государственного технического университета имени Носова, где после окончания получила диплом прокатчика. Но по профессии она не работала, так как внезапно сошлась с местным фермером — Аликом Махияновым, в 2008 году молодые сыграли свадьбу. Через год Алик выложит в соцсети две фотографии: танец со свадьбы и Дину в платье. Первый снимок подписан «Моя жена», второй — «любимая». Кажется, что пара начинала долгую и счастливую жизнь в супружестве.
После выпуска Дина работала в коммерческой сфере, в 2015 году стала помогать мужу с фермой. Она управляла хозяйством еще четыре года, а потом стала ходить в администрацию района на предпринимательские часы, чтобы позднее представить проект развития фермерского хозяйства. В 2020 году поступила в БГАУ, параллельно работала бухгалтером в сельскохозяйственном потребительском кооперативе. В ноябре 2021 года стала работать в администрации Белорецкого района.
На муниципальной службе она занималась проблемами сельского хозяйства и его развитием. В частности, благодаря ее работе в районе появилось несколько новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов молочного и мясного направления, еще один готовили к регистрации. Дина помогла решить проблему гуляющего скота, который уничтожал посевы: где-то наняли пастухов, где-то человека заменили информационными системами. Это помогло заново засеивать десятки гектаров заросших полей, но молодая чиновница не собиралась на этом останавливаться и планировала продолжить работу.
Алик, в свою очередь, в 2009 году занялся фермерским хозяйством. Он выкупил здания бывшего колхоза, начал разводить в нем свиней. В 2014 году он получил грант — 1,5 миллиона рублей от республики, благодаря чему смог начать разводить овец. Оставшихся денег хватило на технику. В 2016 году про Алика снимало репортаж местное телевидение.
Когда в районе возникла необходимость пунктах убоя скота, его удалось открыть в селе Азналкино (в 20 километрах от Белорецка), где была ферма у Алика и Дины. Они вложили свои деньги, а потом получили и субсидии от государства, благодаря чему появился не только убойный пункт, но и помещение для хранения разделанного мяса.
Но, по словам знакомых семьи, успехи Махияновых в фермерском деле во многом были заслугой Дины, нежели главы семьи. Именно она была вдохновителем и организатором бизнеса, а вот Алик, как рассказывают подруги, талантами жены не обладал. Но ее саму больше тяготило не это, а тиранские замашки супруга — тот позволял себе попросту не считаться с мнением жены. Отчасти это подтверждает упадок в сельхозкооперативе после того, как в 2021 году Дина ушла от Алика. Доходы сократились сначала до 108 тысяч (со 157 тысяч), а затем, в 2022-м, и до 64 тысяч рублей.
Дина с детьми переехала к родителям. Алика такой расклад не устраивал, он преследовал жену, требуя вернуться, и даже угрожал ей. Та в разговорах с подругами призналась, что в таких условиях просто не может более оставаться в любимом Белорецке и начала планировать переезд в другой город.
Ревновал и преследовал
Знакомые Дины утверждали, что Алик избивал жену еще в браке, поэтому она и решила от него уйти. Старший брат Алика Айдар в разговоре с UFA1.RU сказал, что пара ссорилась давно, и, по его словам, на то были причины.
— Много лет назад был один случай: парень за ней начал ухлестывать, Алик по башке ему надавал, а ее простил. Жили мирно, всё прошло. Он ей сколько раз говорил: «Иди домой, по барам не ходи». Буквально месяца два-три [они в разводе были], он хотел ее вернуть, но она ни в какую не соглашалась. Ее дети с матерью моей и ее матерью жили, а она больно не занималась ими. Если бы она какое-то время вечерами бы дома была и не ходила [по развлекательным заведениям], он бы потихоньку забыл ее, нашел бы себе другую и забыл бы, к этому всё шло, — сказал UFA1.RU Махиянов.
Он считает, что Алик напал на бывшую именно из-за того, что она ходила «по барам» с подругами после развода. Брат сказал, что Дина решила уйти от мужа, потому что у нее появился новый ухажер. Подруга Дины в разговоре с UFA1.RU это отрицала.
— Это сплетни и неправда. Какой у нее мог быть молодой человек, если он [Алик] за ней постоянно следил. В разводе они уже очень много, но она под страхом жила с ним, потому что, как она говорила, ей так было спокойнее: пусть она была избитая, но живая. Я его [Алика] очень хорошо знаю. Все знали, как он с себя с Диной ведет. Перед людьми он любил себя выставить хорошим и Дину очернить пытался. Но все прекрасно знали, какой он на самом деле, все улыбались, и никто с ним не спорил. Вот три месяца они не жили вместе, и последние ее слова, которые она мне сказала за час до смерти: «Я так счастлива наконец», — рассказала подруга погибшей.
Знакомые Алика в соцсетях пишут, что мужчина дал Дине всё, а она с ним плохо поступила.
— Дина сама во всём виновата. Алик всё правильно сделал, что убил. Порядочных женщин ножом не режут, всему есть причина, не нам судить. Алик жене дал всё: образование, бизнес, работу, это всё его заслуга. Это Махияновы подняли Дину, когда она [без ничего] пришла к Алику. У Дины ничего не было. Уехала бы Уфу — она там никто, просто Дина, а тут — жена Махиянова, звучит звонко. Уважаю Алика, настоящий мусульманин! — написала на странице Алика Махиянова некая дама.
Подруга Дины, наоборот, говорит, что вся фермерская заслуга Алика — это дело рук его жены.
— Всё, что у него есть, — не его заслуга, он — дуб дубом, а Дина ему помогала. Она очень умная девочка. Я всегда поражалась, как она в работе так хорошо разбирается. Если бы она осталась жива, её бы не только весь Белорецкий район знал бы, о ней узнала бы вся Башкирия. Я не знаю, как они с Аликом сошлись, она тогда совсем еще девчонка была, лет 16, она другого не знает, для нее это было нормой, — поделилась с UFA1.RU подруга.
Она добавила, что Дина обращалась в полицию, но там ей сказали, что ничем помочь не могут. Подруга утверждает, что лично слышала фразу «Нет тела — нет дела». Замглавы Белорецкого района Иван Лавренов заявил, что Дина Махиянова подавала заявления в полицию об угрозах бывшего мужа 13 раз.
В свою очередь, в МВД Башкирии сообщили, что Алик находился на учёте и дважды привлекался к административной ответственности — за побои и мелкое хулиганство, в том числе из-за того, что разбил окно в доме, где жила Дина.
— В феврале текущего года местный житель был поставлен на учет как семейный дебошир и регулярно проверялся по месту жительства участковым уполномоченным полиции, — прокомментировали в МВД.
Кроме того, как потом сообщили в полиции, Алик действительно преследовал бывшую жену, угрожал ей, не выпускал из дома и даже сломал телефон.
Мать погибшей Зайра Хатмуллина рассказала UFA1.RU, что поначалу Алик казался порядочным человеком, харизматичным мужчиной и хозяйственным семьянином. Скоро ей стало понятно, что это было лишь иллюзией.
— Насилие началось с первого дня их совместной жизни. Он просто умел скрываться. В нем какой-то демон сидел. Он жестоко обращался с сыном, заставлял всё делать, жестоко обращался с женой, — поделилась женщина.
По ее словам, Дина часто была с побоями, но терпела их, потому что боялась мужа. Она понимала, что в случае развода он будет ее преследовать. В ходе супружеской жизни он угрожал жене и избил ее прямо на свадьбе, как утверждает мать.
Напал с ножом
В начале года Алик и Дина оказались в отделе полиции, где девушка попросила помощи.
— Поехали, пообщаемся. — говорит Алик бывшей жене.
— Меня зарежут, это вы слышали? Когда меня зарежут, вы что скажете? — спрашивала Дина у полицейских.
— Я тебе еще раз говорю: я тебя еще пока не зарезал, — сказал ей Алик.
Ключевым было «пока».
13 августа 2022 года Дина Махиянова отправилась с подругами в клуб — они отмечали день рождения одной из них. По словам присутствовавших там, Алик выследил их и приехал туда, где он пытался схватить Дину, но подруги ее отстояли. Уже ночью она вернулась домой к родителям — подвезли подруги. Алик, как следует из записей с камер видеонаблюдения, выслеживал свою бывшую жену и прятался, чтобы его не увидели.
Как только Дина подошла к калитке, он набросился на женщину с ножом. Подруги сразу же подбежали к ней, но девушка получила полтора десятка ранений и скончалась на месте.
— Дина попросила [нас] не уезжать, дождаться, пока она зайдет в дом. Там была слепая зона, машина припаркована была так, что входа не было видно. Мы сидели, услышали крик и выбежали из машины. Когда мы подбежали, Дина уже лежала, — поделилась одна из подруг Дины, которая в тот вечер провожала ее домой.
После нападения Алик поспешно сел в машину и уехал. Одна из подруг успела сфотографировать уезжающее авто, но и без того было ясно, кого и где надо искать. На следующий день Алик сам пришел в отдел и во всём признался. В суде отпираться тогда тоже не стал. Его закрыли в СИЗО на время следствия. В конце августа Следственный комитет опубликовали видео со следственного эксперимента, где Алик объяснил, зачем убил свою бывшую супругу.
— Я подъехал сюда, у меня всегда в машине лежат ножи. Хотел для самозащиты взять нож, я не знал, с кем она приедет. Вышел сюда разговаривать с ней. Взорвалось всё, прям не знаю я. Потом сел в машину, прямо трясло меня сильно, сердцебиение сильно было. Приехал в здание полиции и написал явку с повинной, — рассказал Алик.
Мать погибшей считает, что их бывший зять четко спланировал нападение: отец отдыхал после работы, а ее самой не было дома.
Кто виноват в случившемся?
UFA1.RU по мотивам этой истории опросил экспертов, чтобы понять, можно ли было предотвратить трагедию и кто виноват в том, что она случилась. Уфимский адвокат Роман Петров заявил, что именно бездействие полицейских привело к убийству.
— Естественно, МВД пытается сделать вид, что не они виноваты в трагедии, но фактически именно бездействие со стороны местного отдела полиции и дало чувство безнаказанности преступнику. Несмотря на явные угрозы жизни, никаких реальных мер не было принято. А сейчас они пытаются оправдаться, что привлекали будущего убийцу к мелкому штрафу, думаю, его это только посмешило, — считает юрист.
Если вина полицейских будет доказана, то их ждут реальные сроки.
— Грозит до шести лет лишения свободы должностному лицу, которое скрыло преступление, не внесло запись. Потому что это — должностное преступление. Как минимум речь идет о халатности, а скорее всего, всё-таки это умышленное сокрытие преступления. Помимо закона о полиции, нарушен внутренний документ, — прокомментировал Роман Петров.
Он добавил, что жертвам домашнего насилия следует как можно быстрее подавать на развод, потому что избиение в пределах дома декриминализировано, за него не наступит уголовная ответственность, если не будет тяжких телесных повреждений.
В республиканском ресурсном центре «Семья» UFA1.RU рассказали, что с обращениями в полицию часто возникают проблемы, когда они касаются именно домашнего насилия.
— Есть такой порядок информирования о фактах семейно-бытового насилия, он подписан между Министерством семьи, труда и соцзащиты и МВД Башкирии. Если в полицию поступило заявление о факте семейно-бытового насилия или дебоширства, то полиция, как только факт подтверждается, в течение 10 дней в наш кризисный центр должна направить информацию. По нашей статистике, таких сигналов очень мало. Мы редко получаем информацию от правоохранительных органов, — считает руководитель центра «Семья» Ангелина Девятерикова.
По словам специалиста, в случае домашнего насилия возникают трудности с возбуждением дела.
— Очень тяжело возбудить уголовное дело, связанное с насилием. Даже если женщина обращается к нам с сильнейшими побоями, мы отправляем ее на судмедэкспертизу, и очень тяжело даже со степенью средней тяжести возбудить уголовное дело. Как правило это административка и штрафы. Даже 15 суток — редкость, — рассказывает Ангелина Сергеевна.
Бывший депутат Госдумы Оксана Пушкина, которая занимается общественной деятельностью, в разговоре с UFA1.RU заявила, что стране нужен специальный закон о домашнем насилии. Будучи депутатом, она продвигала его, но документ так и не был принят. Даже президент России, комментируя законопроект, сказал, что можно пользоваться существующими нормами законов. Однако, по мнению Пушкиной, отсутствие закона приводит к трагедиям.
— Без принятия специализированного закона о профилактике семейно-бытового насилия таких трагедий не избежать. В законопроекте, соавтором которого я являюсь, четко прописаны определения, что является семейно-бытовым насилием и преследованием, кто попадает под юрисдикцию будущего закона. Также документ предусматривает два главных механизма профилактики домашнего насилия — выдачу жертвам внесудебных и судебных охранных ордеров, — сказала Пушкина.
По ее мнению, полиция должна четко понимать, как работать с такими случаями — когда к ним обращаются по домашнему насилию. Пушкина считает необходимым создание кризисных центров для жертв домашнего насилия за счет бюджетных средств.
— Все институты государства должны быть нацелены на помощь жертве, а не ее насильнику. В конце концов, мы живем в XXI веке, когда все цивилизованные страны осуждают насилие человека над человеком, считают его неприемлемым. Пришла пора и России взять уверенный курс на искоренение домашнего насилия. Начинать нужно именно с семьи, с гармонизации отношений между людьми. А значит, необходим специализированный закон — не только с сугубо юридической, но и с идеологической точки зрения, — пояснила Оксана Пушкина.
Через неделю после убийства Следственный комитет возбудил уголовное дело против полицейских, которые не отработали заявления Махияновой. Установлено, что погибшая с декабря 2020 по август 2022 годов несколько раз подавала обращения к полицейским из-за мужа, но те проявили халатность, которая привела к смерти. У сотрудников полиции немного иная версия.
— Первичные сообщения в этом году были в январе — феврале. После того как мы его поставили на учет, в течение четырех месяцев никаких сообщений не поступало, они появились в июне. Те меры, которые даны участковым законодательством, были предприняты, — пояснил полковник Динар Мухаметдинов, курирующий деятельность участковых, в программе «Честно говоря».
Угрожал из-за решетки
Алика Махиянова сразу же задержали, как он явился в отдел полиции. После этого в краткие сроки его арестовали на время следствия. Закон предусматривает два месяца заключения с возможностью продления — и вплоть до текущего момента арест продлевается. В октябре его признали вменяемым, то есть в момент совершения преступления он понимал, что делает, какой-то внезапной злости, о которой рассказывал сам обвиняемый, у него выявлено не было.
— Согласно заключению судебной психолого-психиатрической экспертизы, обвиняемый как сейчас, так и в период инкриминируемого деяния, не страдал от психического расстройства и не находился в состоянии аффекта, — сообщили UFA1.RU в следкоме Башкирии.
К апрелю 2023 года следствие закончило свою работу, в конце месяца дело передали в суд. Заседания шли весь май и всё лето. На одном из первых заседаний уфимские журналисты спросили обвиняемого, понимает ли он, что сделал.
— Алик, вы хоть осознаете, что совершили страшное преступление?
— Иди [отсюда]! — ответил Алик.
Через время, когда он уже сидел за решеткой, то сказал кому-то:
— Иди скажи им, что я их сейчас [ударю]. Иди-иди, скажи!
Сам подсудимый скрывает свое лицо под медицинской маской и капюшоном. По словам журналистов, освещающих процесс, он жалеет только о том, что его детей узнают в детском саду и школе. Одна из свидетелей в разговоре с программой «Честно говоря» рассказала, что сторона защиты строит свою линию на том, что погибшая вела разгульный образ жизни.
— Сам Алик ведет себя в суде вольно. Замечаний ему особо не делают. Он может выкрикнуть в зале суда, попросить замолчать, нецензурной бранью оскорбляет свидетелей. Ему не нравилось всё, что мы [свидетели обвинения] говорим о нем, — пояснила свидетель.
Она добавила, что подсудимый пытается оклеветать свою бывшую жену — якобы та «гуляла» и не следила за детьми.
Суд наконец подходит к концу: впереди — прения сторон, где гособвинитель запросит для Махиянова срок, затем последнее слово подсудимого и сам приговор. Если его признают виновным в умышленном убийстве, то ему грозит срок до 15 лет. Возможен вариант, при котором ему дадут 20 лет или пожизненное.
У погибшей осталось двое детей. Опеку над ними взяли бабушка и дедушка.