В Уфе вынесли приговор бизнесмену Фариту Самигуллину, который продавал военные билеты своим знакомым. Знакомые эти были не простыми — это именитые хоккеисты, которые ранее выступали за уфимскую команду «Салават Юлаев» или были ее воспитанниками. В этой схеме оказался замешан и высокопоставленный сотрудник военкомата, его жена, а также их знакомые. Силовики накрыли всех. После оглашения приговора Самигуллину (остальных уже тоже судили) можно подвести итог резонансной истории — читайте ее подробности в материале UFA1.RU.
Проворачивал сделки прямо возле «Уфа-Арены»
В апреле 2022 года на парковке «Уфа-Арены» припарковался белый внедорожник с «прокурорскими номерами» серии МММ. Из него вышел высокий мужчина средних лет — он приехал, чтобы провести «деловые переговоры», и, вероятно, еще не знал, что за деталями «сделки» уже внимательно следят силовики. Этим мужчиной и был бизнесмен Фарит Самигуллин. Насколько успешным предпринимателем он был, судить можно по нескольким малоизвестным оформленным на него компаниям. Фарит мог управлять пятью компаниями и ИП. Фирмы занимались «деятельностью в области права», строительством, торговлей техникой и прочим. Одна из компаний записана на вероятную жену Самигуллина. Строительная на конец 2022 года показала выручку 5,1 миллиона рублей, при этом убыток составил 2,6 миллиона. Две компании ликвидированы. Как ИП он зарегистрирован уже во время следствия, но непонятно, как Самигуллину удается строить дома и дороги, а также осуществлять деятельность турагентств под домашним арестом.
Так или иначе, силовиков интересовало его дело, не связанное и этими бизнесами, да и с бизнесом в целом. По их версии, еще в 2019 году Фарит помог двум студентам уфимских вузов получить военные билеты без прохождения военной службы. Предполагалось, что призывники платили ему 170–180 тысяч рублей, а он уже через сотрудника военкомата решал все вопросы.
После задержания суд отправил Самигуллина в СИЗО, он просидел там два месяца, после чего его отпустили домой. Фарит — личность, что называется, широко известная в узких кругах. В социальных сетях он публиковал фотографии с бывшим главой ГИБДД Башкирии Динаром Гильмутдиновым и первым президентом республики Муртазой Рахимовым. Первого он называл «товарищем» и «другом» (они даже были подписаны друг на друга в соцсетях), а второго — ласково «бабаем». Сейчас бывший гаишник заседает в Госдуме — его помощник сказал нам, что «не помнит такого человека», имея в виду Самигуллина. Сам Гильмутдинов на звонки не ответил (и из друзей во «ВКонтакте» Самигуллина удалил).
В мае дело Фарита дошло до суда. Прошло всего несколько заседаний, и Самигуллину вынесли приговор — 6 лет колонии общего режима и штраф 3 миллиона рублей.
Скамейка штрафников
Долгое время не было известно, кто же является фигурантом в деле о взятках. Самигуллин есть, а кто ему давал деньги? Ряд Telegram-каналов называл фамилии некоторых хоккеистов «Салавата Юлаева», но многие в итоге оказались не при делах. И многие — все-таки при делах. И вот в июле 2022 года в суд поступили уголовные дела в отношении трех спортсменов, а затем добавились еще двое. Вот они:
Анвар Сулейманов — на момент «покупки» был вратарем в «СЮ», во время следствия уже играл за «Феникс» из Казани, сейчас — вратарь в ХК «Челны» (Набережные Челны);
Владислав Лукин — на момент «покупки» был нападающим «СЮ», а ныне играет за ХК «Югра» (Ханты-Мансийск);
Михаил Воробьев — в прошлом нападающий «СЮ», ныне играет в ХК «СКА» (Санкт-Петербург);
Дмитрий Белозеров — полузащитник молодежного ФК «Уфа», на момент суда карьеру закончил, учился в университете;
Семен Кошелев — бывший игрок омского «Авангарда», ныне — крайний нападающий в магнитогорском «Металлурге».
Итого на скамье подсудимых оказались пять человек. На следствии они свою вину признали, а в суде почти никто не давал подробных показаний. Внимания заслуживают показания свидетелей по делу Лукина, поскольку он купил не только военник, но и водительские права.
— Сам момент проведения экзамена я не помню, так как прошло много времени, однако с уверенностью могу сказать, что Лукин присутствовал на экзамене и лично сдавал его, сам сидел за рулем согласно административному регламенту. При этом я не помню, успешно он сдал его или нет, но даже если бы Лукин допустил ошибки, я бы в любом случае поставил отметку об успешной сдаче экзамена, — говорится в показаниях бывшего сотрудника МРЭО ГИБДД.
Тот же экс-гаишник говорил, что кто-то из начальства просил его проставить экзамен Лукину, но кто именно — он «не помнит», однако не исключает, что это мог быть Ильдус Шайбаков — бывший глава МРЭО ГИБДД РБ, который сейчас находится под следствием по делу о многочисленных взятках.
Адвокат Владислава Лукина рассказал на суде о причинах, по которым его подзащитный решил преступить закон: мол, Лукин — видный спортсмен, который представлял интересы города и республики на различных чемпионатах, он целиком отдавал себя спорту, а отправка в армию могла бы обернуться для него потерей навыков.
— Спортсмены, по сути, остались одни со своими проблемами. Им приходится делать определенный вывод, связанный с тем, чтобы продолжать свою карьеру или на год перестать заниматься спортом и фактически прекратить свою карьеру, убить себя как профессионального спортсмена, — говорил адвокат.
Интересны были и показания Дмитрия Белозерова, которые озвучили в суде.
— Осенью 2019 года после начала призывной кампании я пришел в военкомат для прохождения призывной комиссии. По результатам обследования я получил категорию А1, то есть был годен. Мне сообщили, что я поеду в спецназ ГРУ и буду служить в части на территории Санкт-Петербурга. <...> Самигуллин сказал мне, что лучше не идти в армию, — следовало из показаний Дмитрия Белозерова.
Что означают категории годности?
Чтобы призывник служил там, где он может по своим физическим и умственным способностям, созданы категории годности:
категория А — означает, что призывник полностью пригоден для военной службы;
категория Б — годен с незначительными ограничениями;
категория В — ограниченно годен;
категория Г — временно не годен;
категория Д — не годен совсем.
У Дмитрия была категория А, высшая. У некоторых других призывников, которые фигурируют в этой истории, тоже были А или Б. Цифры обозначают серьезность ограничений. В целом они были пригодны для службы.
Тогда Самигуллин назначил новую встречу Белозерову, они вместе отправились в военкомат Калининского района Уфы. Там зашли в кабинет к начальнику отдела подготовки к призыву Константину Выропаеву.
— У него в руках было мое личное дело. Выропаев пролистал его и сказал Самигуллину, что созвонится с ним позже. Либо ранее, либо сразу после посещения военкомата я был предупрежден, что надо будет что-то купить для Выропаева, — проводит прокурор показания Белозерова на следствии.
Выропаев оказался под подозрением еще летом — у него в кабинете и дома проходили обыски, а 4 октября его задержали и доставили под конвоем в суд, где постановили закрыть в СИЗО на время следствия. Показания на Выропаева Белозеров дал на следующий день в суде — точнее, подтвердил то, что ранее сказал на следствии.
Адвокаты некоторых спортсменов настаивали на прекращении уголовных дел: мол, мы же пришли, во всём сознались, ни от чего не отказывались. Прокуроры часто просили жесткие наказания, но не связанные с лишением свободы. Например, для Белозерова просили штраф в 3 миллиона рублей — столько же было и для Лукина, который еще и права покупал. Сулейманову тоже запрашивали три миллиона, но его адвокат считала, что суд может дать реальный срок. Почти так и вышло.
Ветеран Чечни с айфонами
В октябре 2022 года Константина Выропаева, который занимался в военкомате призывом на срочную службу, арестовали. Какое-то время он провел в СИЗО, а потом вышел под домашний арест. Может быть, это связано с тем, что он стал сотрудничать со следствием целиком и полностью. Некоторые детали в ходе судебных заседаний оглашены не были, однако из текста приговора (имеется на сайте Калининского суда Уфы) мы узнаём подробные обстоятельства всех преступлений. Коротко расскажем основные моменты.
Всё началось в апреле 2019 года: Фарит Самигуллин попросил военкома поставить на учет в его военкомате упомянутых выше спортсменов. При этом нужно было освободить их от военной службы. Выропаев согласился. Оплату он получил прямо в своем кабинете лично от Самигуллина — 2 абонемента на матчи ХК «Салават Юлаев» (каждый из которых стоит 35 тысяч рублей!).
Когда было совершено второе преступление, в тексте не указано (часть данных и дат скрыта по требованию закона). Здесь упоминается его жена Анжелика. Ее тоже судили: она рассказывала в суде, что к ней однажды подошла подруга и попросила отмазать сына от армии. Анжелика сказала, что уточнит у мужа этот момент. Когда дамы встретились в следующий раз, то озвучили сумму — 140 тысяч рублей. Платеж нужно было сделать частями: сначала 40 тысяч рублей, потом еще 100 тысяч. Все деньги были переданы в подъезде, где жила семья военкома. Позже сумма увеличилась на 30 тысяч. За эти деньги Выропаев организовал медкомиссию и выдал призывнику медицинские заключение, из которого следовало, что он не подлежит службе и зачислен в запас.
Третье преступление происходило осенью 2021 года, до начала призыва. Здесь Выропаев получил 110 тысяч рублей. Еще 15 тысяч себе забрал гражданский, который был посредником. Четвертое преступление — услуги оценены в 140 тысяч рублей, из которых 10 забрала жена военкома.
После того как жена получала деньги, она отдавала их мужу дома. Тот брал конверт и уходил в комнату пересчитывать. Разговоров в доме об этих деньгах не велось.
Константину Выропаеву 54 года, у него с женой две дочери, одну из которых он успел выдать замуж. Вторая училась в школе, и, по словам адвоката Выропаева, когда дело стало резонансным, подверглась травле из-за уголовного преследования отца, поэтому ей пришлось уйти на домашнее обучение. Мы нашли публикацию на сайте уфимской мэрии, в которой Константин рассуждал об уклонистах.
— Большинство работодателей видят в военном билете потенциального работника запись и делают соответствующие выводы: если человек однажды уже преступил закон, что помешает ему нарушить его снова? — цитировала Выропаева администрация Уфы.
Личные дела уклонистов — в 2015 году около 20 — Константин обещал отправить силовикам. Армию он называл «школой мужества».
— Армия — это, конечно, школа мужества, здесь в человеке появляется стержень. Мужской коллектив, дисциплина, порядок, командиры, выполнения приказов — всё это в совокупности меняет человека, — рассказывал Константин Выропаев.
Кроме того, в суде мы узнали, что у сотрудника военкомата есть награды от Министерства обороны и президента России — четыре медали, почетная грамота и орден. Таким орденом награждали за решительность и отвагу в боевых операциях. Адвокат подсудимого мельком упоминал, что его подзащитный воевал, но без уточнений, где и когда. Юрист лишь сказал о неких обстоятельствах, за которые были получены награды. На сайте суда тоже есть только уточнение того, что Выропаев — ветеран Чечни.
Всего же военком, по подсчетам следствия, получил почти 500 тысяч рублей. В суде он пояснил, что «повелся на просьбу матери [одного из призывников]», которая хотела оставить своего сына дома. Про какой конкретно эпизод шла речь — он не уточнил. Почему решил отмазывать от армии дальше — тоже осталось неясным. После одного из заседаний Константин вышел из зала суда, из толпы журналистов прозвучал вопрос: «Сколько военников продали?» Мужчина безучастно посмотрел на всех и пошел дальше, не ответив. Теперь мы можем точно сказать: военников было 9.
Помимо упомянутых лиц, были и гражданские — знакомые семьи, призывники, которые давали деньги. Всего их шесть человек — дела против всех были прекращены. Наказания они не понесли и отделались легким испугом, если это можно так назвать.
Фарит Самигуллин был последним звеном в этой коррупционной цепочке. Приговор в отношении него пока не вступил в силу — он еще может подать на него жалобу. Известно, что за свои услуги Самигуллин и Выропаев получали не только деньги, но и подарки, в частности, телефоны с умными часами — всё это он дарил жене и детям.
Кого и на сколько посадили
Чтобы было понятно, кто сколько получил, мы составили такой список.
Отметим, что некоторые наши читатели недоумевают: почему Самигуллин получил реальный срок, а Выропаев отделался условным. Всё дело в смягчающих обстоятельствах, которых у бывшего сотрудника военкомата намного больше. Так, помимо признания вины, раскаяния и сотрудничества со следствием, Константин Выропаев — отец несовершеннолетнего ребенка, военный пенсионер, имеет награждения от министра обороны и президента России за боевые заслуги, которые он проявил во время контртеррористической операции в Чечне.
История с военкомом Выропаевым показала, что тайное всегда становится явным, особенно преступления в сфере государственной службы. Вы, может, будете удивлены, но Константин — не первый сотрудник военкомата, который попался на торговле военными билетами. В феврале 2019 года в Учалах военный комиссар за 30 тысяч рублей помог получить военник 27-летнему уклонисту. Однажды его остановили сотрудники ГИБДД за нарушение правил, но военком затеял с ними драку. Возможно, поэтому о его делах и узнали. За взятку он получил 3 года и 2 месяца, а за нападение на полицейского — год, а по частичному сложению — три с небольшим года.
Напоследок мы приводим полную речь Константина Выропаева на последнем слове в суде.
— Ваша честь, уважаемые участники… уголовного процесса. В настоящий момент ко мне пришло полное осознание тех действий, которые были мной совершены. За период прохождения военной службы в Вооруженных силах — сначала в СССР, потом в Российской Федерации — у меня сложилось четкое понимание того, что армия является школой мужества, жизни, военная служба делает из юношей настоящих мужчин, наделяя их такими нужными навыками, которые в обычной жизни очень трудно приобрести. Это решительность, отвага, смелость, достижение поставленной цели. И вот это понимание, когда я уже начал гражданскую службу, мной было упущено. Я повелся на просьбу матери оградить ее единственного сына от тягот военной службы за вознаграждение. Познакомившись с этим призывником, побеседовав с ним, у меня сложилось сомнение в его профессиональных качествах военнослужащего, а именно это устраняется во время прохождения военной службы по призыву, это является целью призыва — вырастить из пацана настоящего защитника. Ваша честь, я полностью осознаю свое заблуждение, раскаиваюсь. Понимаю, какое преступное деяние совершил, и понесу любое назначенное судом наказание. Но в то же время, уважаемый суд, прошу о снисхождении, прошу не изолировать меня от семьи и от общества.