Экс-руководителя отдела в Минздраве Башкирии Светану Хусаинову обвиняют в халатности. Следствие считает, что по ее вине были уничтожены жизненно важные лекарства стоимостью 31 миллион рублей. Сама глава отдела заявила, что из нее сделали «козла отпущения». Собрали всё, что известно о скандале в ведомстве.
Закупали препараты по связям
Светлана Хусаинова стала начальницей отдела организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения регионального Минздрава в феврале 2020-го. Источник UFA1.RU отмечает, что она заняла должность с приходом в ведомство замминистра Ирины Кононовой. В 2021 году Хусаинова также вошла в экспертную группу министерства по вопросам фармацевтики, где ее назначили замруководителя, а возглавила группу Кононова. С поста Хусаинова ушла в июне 2021 года.
Во время работы в Минздраве годовой доход Хусаиновой составил меньше миллиона рублей. Во всяком случае, такую сумму она указала в декларации за 2020-й. Согласно документу, в том же году она вместе с супругом владела квартирой в 80,3 квадрата, а также пользовалась служебным жильем площадью 33 квадратных метра. Доход мужа Хусаиновой за тот же год составил 862,5 тысячи рублей. Он также имел в пользовании квартиру в 42 квадрата. Их несовершеннолетний ребенок за 2020-й получил 12,5 тысячи рублей.
В период пандемии коронавируса медицинская отрасль отличилась рядом скандалов. Некоторые были связаны с закупками лекарств для лечения COVID-19. Так, Минздрав республики обвинили в покупке препаратов по завышенной в 4 раза цене. Также, по данным источника UFA1.RU, ведомство закупило медикаменты на 160 миллионов рублей, несмотря на то, что препараты уже имелись в наличии на складах «Башфармации». Наш собеседник добавил, что закупку курировала всё та же Кононова.
Источник UFA1.RU упоминал и о связи Светланы Хусаиновой с поставщиком лекарственных препаратов Ириной Потапчук. По словам собеседника, компания предпринимательницы могла поставлять лекарства без торгов.
— Есть номера контрактов, которые не просматриваются на официальном сайте госзакупок, такое возможно, если контракты были заключены напрямую, минуя госзакупки, — говорил источник UFA1.RU в региональном министерстве здравоохранения.
Потапчук владеет ООО «Еврофарм». Организация зарегистрирована в Уфе в 2007 году. С апреля 2012-го по декабрь 2020 года она принадлежала в равных долях Александру Минину и Игорю Кузнецову. Последний также руководит АО «Фирма Евросервис», которое регулярно участвует в госзакупках. По данным сервиса проверки контрагентов «Контур.Фокус», эта компания всего заключила госконтрактов на 70,2 миллиарда рублей.
Онкобольные остались без лекарств
По версии следствия, Минздрав республики закупил новые экспериментальные средства. Их нужно было распределить между аптеками, которые также выдавали лекарства по льготе. Однако с февраля 2020-го по июнь 2021 года Светлана Хусаинова не проследила за тем, что препараты просто лежали на складе. В результате у них истек срок годности и их пришлось утилизировать.
— Препараты предназначались для льготного лекарственного обеспечения граждан, в том числе онкобольных, пациентов, страдающих почечной недостаточностью, болезнью эндокринной системы и иными заболеваниями, — рассказали в прокуратуре.
Уголовное дело по статье о халатности, повлекшей причинение особо крупного ущерба, направили в Кировский райсуд Уфы. Максимальное наказание, которое грозит экс-начальнице, — это исправительные работы на срок до двух лет или арест на срок до шести месяцев. Светлана Хусаинова не признала вину.
В разговоре с UFA1.RU бывшая сотрудница ведомства объяснила, что лекарства лежали без дела и никому не выписывались, поэтому и были уничтожены. При этом препараты, которых действительно не хватало, не закупались. Хусаинова считает, что во время работы в Минздраве она сделала всё от нее зависящее, чтобы льготники получили медикаменты. Экс-глава отдела добавила, что расследование проводится «необъективно и однобоко».
— Препараты распределялись не по необходимости пациентам, а по решению высокопоставленных чиновников, — прокомментировала ситуацию бывшая начальница отдела. — Лекарственные средства уничтожены по причине отсутствия в них потребности и в разы завышенного закупа со стороны Минздрава республики. При этом руководство министерства остались без ответственности и наказания, сделав из меня, рядового начальника отдела, «козла отпущения»!
«Начальство может запросто подставить»
Читатели UFA1.RU тоже высказались о ситуации с закупками препаратов. Некоторые посетители портала считают, что Хусаинова оказалась крайней. Но кто-то уверен, что в махинациях с закупками она тоже замешена.
— Специально простачков берут, чтобы потом подставить. Местному Минздраву из вышестоящего чиновники, связанные с производством и реализацией препаратов, впихивают партии, — заявил гость сайта.
— Госзакупки — опасная сфера для работы. Мутные схемы, воровство бюджетных средств, может запросто подставить начальство. Все эти специалисты по закупкам — козлы отпущения. Работа нервная, ужасная. Ни в отпуск не уйти спокойно, ни на больничный, — отметил еще один посетитель портала.
— Один другого «лучше». Когда сидела на теплом месте и зарплату получала, всё устраивало ее, а когда под «танк бросили», сразу бедной овечкой прикинулась. Не исключаю, что ее подставили, но и она по любому замазана, только не договаривает про себя, — считает другой читатель.
Есть и те, кто не верит в версию Светланы Хусаиновой. Ее объяснение им кажется сомнительным.
— Бред какой-то. Есть заявки, расчет потребности. Кто принимал решение о закупке? И сумма нереальная на невостребованные препараты. У них что, срок годности — 1 год? — негодует читатель.
— Закупки делаются на основании заявок ЛПУ [лечебно-профилактических учреждений], что за детский сад... — добавил гость портала.
UFA1.RU также обращался к Ирине Кононовой, но та отказалась комментировать ситуацию. Напомним, в апреле 2022 года обыски прошли и в кабинетах самой замминистра Минздрава Башкирии. По данным источника UFA1.RU, проверка проводилась из-за подозрительной госзакупки. Незадолго до этого Башпрокуратура рассказала, что ведется разбирательство из-за поставок лекарства, чьи объемы в 10 раз превышали потребности региона. На это Минздрав потратил 51 миллион рублей. Препарат также пролежал на складах, испортился и его пришлось уничтожить.