В связи с пандемией коронавируса для бизнеса наступили непростые времена. С послаблением ограничений у предпринимателей появилась возможность понемногу возвращаться в строй и зализывать раны. О том, как удалось пережить торговую блокаду, как коронавирус повлияет на ресторанный бизнес и почему люди хейтят в соцсетях владельцев открывшихся точек питания, рассказал UFA1.RU ресторатор Павел Емельянов.
«Убытки значительные»
«Ресторан честных цен» открылся в Уфе в начале марта, буквально за несколько дней до введения режима самоизоляции. Заведение предлагало выгодные цены на изысканные блюда при оплате входного браслета. В основу меню в заведении взяли морепродукты и мясо.
Но грянул коронавирус, и за пару недель успешно стартовавший бизнес-проект Емельянова перешел в режим выживания.
— Мы работали на доставку, максимально старались сохранить штат, надеялись, что летом-осенью начнем по-старому работать, — объяснил предприниматель. — Сейчас уже в самых лучших моих снах мы выйдем на доковидные прибыли не раньше 1 января. Давайте честно говорить, что на конец лета уже ни у кого надежды нет, даже если мы из карантина выйдем, люди как сидели на дачах, так там и останутся, в город они не вернутся, даже если им скажешь, что количество заболевших стало нулевым.
Емельянов признается — сейчас ресторанный бизнес находится в подвешенном состоянии. Близится летний сезон, но никаких четких перспектив не вырисовывается.
— Очень плохо, что не ясна ситуация с летними площадками, сезон на носу, а как работать, непонятно, — объяснил он. — Да и разрешат ли вообще? То ли нам строить, то ли не строить летники. Кто знает, вдруг президент завтра скажет и закроет рестораны.
При этом бизнесмен отмечает и некоторые положительные изменения. Люди стали выходить на улицы, и к ним постепенно возвращается желание посидеть в ресторане. Правда, пока это не такое уж и массовое явление.
— Убытки значительные, сейчас, как я и предполагал, доставка упала, но и больше людей в ресторан ходить не стало, — рассказал он. — Сейчас мы имеем посещаемость на уровне двадцати процентов от того, что было раньше. Работаем в суперсокращенном режиме, санитарные меры, которые введены Роспотребом, не особо нас напрягают, мы понимаем, что это нужно делать, и мы готовы их делать.
Емельянов отметил, что до эпидемии до 30 процентов прибыли ресторана составляли банкеты, юбилеи и другие массовые мероприятия. Теперь от них пришлось отказаться.
— Мы работаем пока по требованиям 50 человек в ресторане. Но в моем понимании 50 человек в ресторане на 1000 квадратных метров или на 200 — это разные вещи. Хотелось бы получить уточняющие рекомендации, — сказал он.
«Горожане думают, что ресторанам работать нельзя»
Ресторатор считает, что кризис будет иметь необратимые последствия в долгосрочной перспективе.
— Люди боятся ходить к нам, у них стало гораздо меньше денег, люди понимают, что, если это завтра все не закончится и будет продолжаться до конца года, надо денежки «поджать», — объяснил он. — Сейчас в ресторанах сложится жесткая конкуренция по стоимости, по сервису и даже по санитарии, поэтому непонятно, как будут работать рестораны в условиях постпандемии. Еще все боятся второй волны: до тех пор, пока на улице тепло, люди будут пытаться находиться за городом, по крайней мере, люди ответственные.
По мнению Емельянова, докризисный уровень посещаемости в заведении может и вовсе не вернуться.
— Единственное, что поможет — если рестораны, которые были в нулях или убыточными, закроются, — сказал он. — Снижение конкуренции на рынке может помочь, так как сейчас слишком много точек питания. И еще один момент: много людей ушли из ресторанов в кальянные. Давно же хотели их запретить, понятно, что будет куча противников этого всего, но тут есть причина это сделать. И, возможно, тогда люди вернутся в рестораны.
Еще одним фактором, мешающим ресторанному бизнесу «расправить плечи», Емельянов считает недостаточную разъяснительную работу со стороны властей.
— Мы в нашей ситуации мы не понимаем, почему всем разрешили работать? Ведь магазины, общественный транспорт намного опаснее. Рестораны реально соблюдают все нормы, я знаю, что и у моих коллег так, но горожане думают, что ресторанам работать нельзя, они приходят и говорят: «Ой, а вы работаете? А как это вы открылись?» — посетовал бизнесмен. — Нужно такое одобрение общества, чтобы люди понимали, что у нас безопасно, что можно приходить. Хотелось бы, чтобы власти ввели такую политику, чтобы людям разъясняли, что ресторанам можно работать в России.
В условиях жесткой конкуренции логичным шагом было начать проводить стимулирующие акции, делать большие скидки, чтобы привлечь к себе людей, однако в «Ресторане честных цен» никаких специфических фишек не ввели, как, впрочем, и в большинстве других открывшихся заведений.
— Такая была ситуация нехорошая, на мой взгляд, — рассказал он. — Людям разрешили ходить везде, но когда какой-нибудь ресторатор открывал ресторан, выкладывал пост, мол, приходите, мы открылись, его со всех сторон пользователи соцсетей хейтили. И многие рестораны открылись втихушку по этой причине.
Ранее мы сообщали о том, что в Уфе открылись рестораны Макдоналдс. И не только: уже принимают гостей пабы, кофейни и кафе. Еще в апреле Путин пообещал оказать бизнесу поддержку, однако сами предприниматели считают, что в корне решить проблему это не поможет.
Если вы бизнесмен и хотите рассказать нам о том, как выходите из кризиса, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.