Осенью прошлого года владелец уфимского ТК «Меркурий» Айрат Сулейманов дал горожанам надежду на скорое восстановление комплекса после пожара. В середине ноября открылся лишь один из трех павильонов — до него огонь не добрался, и помещения нужно было лишь проветрить и прибрать. Кинотеатр на третьем этаже, однако, оставался закрыт для посетителей еще около полутора месяцев, его смогли запустить лишь перед Новым годом. Напомним, что Сулейманов после трагедии уповал на помощь властей. Как и коммерсанты, которые понесли убытки. Как выглядят торговые площади и что говорят коммерсанты сейчас, спустя четыре месяца после ЧП, — в материале UFA1.RU.
«Мяса всем хватит»
Крыльцо, заваленное снегом, — последнее, что ожидаешь увидеть при приближении к первому и главному павильону самого знакового торгового комплекса северной части города. Его владелец Айрат Сулейманов называл рынок флагманом и в целом был прав — за товаром сюда ехали со всей Черниковки, а пожар буквально шокировал горожан: происходившее вокруг ТК вокруг пожара по масштабу сравнивали с Днем города.
Первый и второй павильоны всё еще закрыты, причем снаружи не заметно каких-то серьезных изменений, фасады выглядят почти так же, как и четыре месяца назад. Вся торговля теперь на улице, вдоль фасада вытянулся длинный ряд с мясными витринами, но торговцев всё равно явно меньше, чем было внутри.
— Не переживайте, мяса тут достаточно, всем хватает, — отмахивается продавец на вопрос, куда ушли остальные мясные предприниматели.
Холодильники для хранения у них тут же, но вечером товар увозят на хранение на склады.
Уличные торговцы мясом, одеждой, обувью — все они до пожара торговали внутри. Сразу после ЧП вокруг ТК устроили грандиозную распродажу, и это можно было понять: предприниматели, у которых осталось хоть что-то из товара, стремились вернуть хотя бы часть своих вложений. О прибыли тогда речи вообще не шло. Но сейчас такие павильоны выглядят как минимум странно, мы давно отвыкли от уличной торговли.
Вестибюль единственного работающего павильона, кто помнит его еще до пожара, теперь не узнает: вместо большого открытого пространства — ряды с мясной продукцией, овощами, зеленью и приправами. Всё то, что раньше было в отдельном продуктовом корпусе, теперь соседствует с вещами, насыщая их соответствующими аппетитными запахами.
Запах гари, пиццы и одежда
Оказавшись в «Меркурии» впервые после пожара, невольно принюхиваешься еще на входе. Очень слабый запах гари всё еще чувствуется, но он настолько легкий, что можно заподозрить себя в излишней мнительности.
— Нет, вам не показалось, запах действительно еще не полностью выветрился. В самом дальнем зрительном зале, как ни проветривали, до сих пор пахнет так, что и принюхиваться не надо, сразу чувствуешь, — кивает сотрудница кинокомплекса, с которой как бы между прочим завязался диалог.
По словам девушки, кинокомплекс, несмотря на санкции, работает вполне успешно, залы в вечернее время почти всегда полные, и отечественные фильмы пользуются у уфимцев популярностью не меньше голливудских.
У всех, кто сейчас торгует одеждой в «развлекательном» павильоне, раньше точки были в первом. Со слов торговцев, попасть в эти тесные ряды было совсем не просто.
— Никаких скидок или привилегий. Наоборот, арендную плату мало того что подняли, еще и потребовали предоплату за три месяца вперед, — делится девушка, торгующая куртками и пальто.
Ее словам вторит продавец из соседней точки — с женской одеждой.
— У нас там было 50 квадратов, погибло всё. Мой руководитель не смог восстановиться, ушел из бизнеса. А здесь у меня теперь другой работодатель, он намного меньше пострадал, — вздыхает женщина.
Никто из торговцев, с кем удалось побеседовать, так и не рассказал нам вдохновляющей истории о поддержке бизнеса. Кто смог, тот выкрутился. Часть коммерсантов перебралась в другие торговые комплексы. Но восстановить бизнес смогли не все.
Помочь пострадавшим коммерсантам сразу после пожара вызвался уполномоченный по правам предпринимателей. Сложность в том, что риск от гибели имущества, если оно не застраховано, несет собственник, и никаким законом помощь от государства в таких случаях не предписана, она может быть оказана лишь в порядке доброй воли. Тем не менее в аппарате бизнес-омбудсмена обещали помочь по мере сил тем, кто к ним обратится.
— Руководством торгового центра были предоставлены места за плату для распродажи уцелевшего товара на территории, прилегающей к ТЦ «Меркурий». У большинства предпринимателей товар не был застрахован, — рассказали в пресс-службе уполномоченного редакции UFA1.RU о результатах рабочих встреч и переговоров.
Причем за помощью к ним пришлось обращаться не только мелким, наименее защищенным предпринимателям, но и вполне серьезной компании: собственник кинокомплекса столкнулся с трудностями при попытке получить документы, подтверждающие ущерб, чтобы предъявить их страховой компании.
— По инициативе уполномоченного по правам предпринимателей прокуратура Башкирии проверила доводы заявителя. Установлено, что по факту пожара в ТЦ «Меркурий» проводятся проверочные мероприятия, назначены судебные пожарно-технические экспертизы. После завершения доследственной проверки заявитель вправе обратиться в уполномоченные органы за получением документов, необходимых для оформления страховых выплат, — объяснили ситуацию в пресс-службе бизнес-омбудсмена.
Доследственная проверка, начатая больше двух месяцев назад, всё еще продолжается. Предварительной версией причины пожара называли неполадки с электричеством, но в ходе расследования дознаватель МЧС нашел основание для передачи материалов в правоохранительные органы. Это косвенно подтверждает, что у пожара может быть виновник. А если таковой найдется, то можно ожидать длительных судебных процессов, в результате которых виновнику придется возмещать причиненный ущерб. Его общую сумму, к сожалению, так никто и не называл. У коммерсантов свои подсчеты, а у собственника ТК — страховка.
Наши попытки связаться с Айратом Сулеймановым в надежде получить ответы на все интересующие нас вопросы к успеху, к сожалению, не привели.
— Я на лечении. Прошу вас позвонить в офис, — коротко ответил бизнесмен на сообщение в мессенджере, проигнорировав звонки.
В PR-службе торгового комплекса удалось застать лишь молодого сотрудника.
— Всё хорошо, работы ведутся, к лету откроемся! — бодро сообщил молодой человек, но рассказать подробности не смог и посоветовал перезвонить на следующей неделе, когда руководство будет на месте.
Пространство торговли уменьшилось в разы, но, несмотря на это, незанятые пространства еще остались. Места, которые пока не успели закрыть торговым оборудованием, выглядят удручающе и пугающе. Возможно, к ним просто нужно привыкнуть, забыв о страшной стихии и грандиозных разрушениях.