После приостановки деятельности ряда иностранных компаний в России жители Башкирии обеспокоились, смогут ли отечественные предприниматели поддержать сферу услуг на привычном уровне. По словам бизнес-омбдусмена республики Флюра Асадуллина, правительство уже делает шаги, чтобы решить этот вопрос, но есть проблемы, которые, как считает эксперт, займут годы. Читайте интервью с ним сегодня, 18 марта, на UFA1.RU.
В пример уступок от правительства Флюр Асадуллин привел недавнее решение главы Башкирии Радия Хабирова.
— Глава республики во время заявления о поддержке предпринимателей упомянул о снижении платежей по патенту. Налог по патенту рассчитывается с максимально возможного дохода. Он заявил, что его можно пересмотреть. В реальности патент увеличился в 3–4 раза, у некоторых — почти в 10. Работа уже ведется. У нас, когда глава республики что-то заявляет, все начинают исполнять его решения. Экономический и финансовый блоки правительства уже занимаются проработкой. Решение — не одномоментное, потребуется подготовить законопроекты, обсудить с Госсобранием, принять его, — пояснил эксперт.
Он признал, что времена для бизнесменов наступили непростые.
— У бизнеса сейчас краш-тест — как на машине врезаешься в стену, — заявил Асадуллин. — Наблюдается перелом, связанный с проблемами логистики, исчезновением импортных комплектующих, контракты с Западом порваны, резко увеличиваются входные цены на товары и даже услуги, нагрузка кредитная увеличилась. У многих предпринимателей была плавающая ставка, которая менялась в зависимости от решений Центробанка: ставка плавала плюс-минус 1–2%, а теперь резко выросла с 9 до 20. Для экономики кредиты — как кровь в организме. Для предпринимателей ситуация очень острая, с такими высокими ставками кредитования они работать не смогут. Я думаю, всё разрулится постепенно, но прямо сейчас всё сошлось в одной точке, где предприниматели испытывают проблемы.
По его мнению, необходимо снять с бизнесменов финансовую нагрузку.
— Во-первых, необходимо снижение налогов. Не с доходов, а статичных, которые платят вне зависимости от заработка: налог на имущество, налог по кадастровой стоимости, транспортный налог и, конечно соцвзносы, налоги на заработную плату. Есть налоги с оборота, но они и так меняются пропорционально: зарабатываешь много, платишь много, мало зарабатываешь — платишь меньше. Это более-менее справедливо. Но когда человек вчера зарабатывал много и нормально платил статичные налоги, а сейчас с него ту же сумму требует, когда у него ноль копеек оборот. Я двумя руками за то, чтобы сейчас их вообще отменить, но не предлагаю этого — надо хотя бы их снизить на два-три года, — считает Флюр Асадуллин.
Он отмечает, что в условиях свободы предприниматели сами справятся со своими задачами.
— Второе, что может сделать государство, это меньше лезть в дела предпринимателей, но на федеральном уровне уже объявлено о моратории на проверки. Регуляторные функции государства нужно, конечно, максимально убавить, а максимально прибавить — в помощи восстановлении логистики, решить вопрос по таможне, перевозкам, пошлинам. Если эти вопросы будут решены, через како-то время всё восстановится, и западная продукция будет заменена товарами из стран СНГ и Азии, Китая и так далее, — пояснил бизнес-омбудсмен.
По его мнению, главная проблема с уходом крупных игроков из России в первую очередь связана с потерями инвестиций.
— Уйти можно за один-два дня, а чтобы зайти, заинтересованные лица старались десятками лет. Очень плохо, что уходят инвесторы. Плохо, что уходят компании, которые выставляли высокую и образцовую планку качества. На них ориентировался и местный бизнес. В плане общепита то, что уходят, я не переживаю. Уходят и уходят. В Италии тоже днем с огнем не найдешь «Макдоналдс» — у них своя кухня. Уверен, что скоро наши предприниматели спокойно заместят ушедших. На первых порах, может быть, не так качественно, но это будет шанс — шанс для наших предпринимателей, — заявил Флюр Асадуллин.
Он настаивает, что правительство должно «ослабить хватку».
— Если государство обеспечит свободу предпринимателям — с меньшим регулированием и административным давлением — есть шанс, что предприниматели восстановят весь рынок услуг, создадут рабочие места и снимут социальное напряжение, — сказал специалист. — У меня нет по этому поводу трагичного взгляда, но теперь всё зависит от государства. Если оно хватку ослабит, есть надежда, что наши предприниматели воспользуются шансом. Есть китайский иероглиф «кризис» — он состоит из двух других: «опасность» и «возможность» (такую трактовку впервые использовал экс-президент США Джон Кеннеди, но эксперты полагают, что это заблуждение и использовано оно лишь как ораторский прием. — Прим. ред.).
Однако проблема потери технологии может растянуться, по мнению бизнес-омбудсмена, на годы.
— Мы наверняка быстро сможем печь бургеры и делать мебель — через полгода такую же хорошую, но что касается развития технологий, этого времени и даже года или двух нам не хватит [чтобы компенсировать уход иностранных компаний]. На историческом факультете мы изучали контракты Германии и России в 1890-х годах, и там было четко прописано, что Германия поставляет оборудование в полностью собранном виде и не допускает, чтобы его разбирали, — пояснил Асадуллин.
А вот блокировку ряда соцсетей он считает несущественной. В то же время эксперт признаёт, что получил много жалоб по этому поводу от предпринимателей.
— Если честно, я не вижу в этом особой проблемы. Instagram — это рекламное средство, а если одно рекламное средство исчезло, появится масса других. Я думаю, если мы немного подождем, то увидим, что для предпринимателей появятся другие продукты — но на территории России. Если их интересы развивались только на Россию, никаких проблем не будет, — заверил Флюр Асадуллин.
Напомним, санкций были введены против России после начала военной спецоперации на Украине. О ходе событий наши корреспонденты рассказывают в режиме онлайн.